Китайский опыт: как совместить несовместимое для экономического прорыва - «Строим Город»
Журналист «Строительства.RU» своими глазами увидела результаты китайского экономического чуда
Китайцы стремительно движутся вперед, удивляя европейцев новыми рекордами: в спорте, музыке, автомобилестроении, производстве товаров народного потребления, строительстве, — во всем, о чем мы только можем подумать. Можно много рассуждать на тему, что китайские товары низкого качества заполонили мир, не только Россию; что китайские товарищи со всего мира свозят оригинальные товары и технологии и потом быстро по их образу и подобию лепят свои, но… Китайская тема возникла на наших станицах неслучайно — наш с коллегой визит на организованную в Гуанчжоу выставку Windoor 2017 заставил взглянуть на Китай и его достижения другими глазами.
Выставка
Пачжоу — «выставочный» район столицы провинции Гуандун, расположенной всего в каких-то 30 км от океанского побережья. Находясь в этом многофункциональном международном выставочном центре, очень трудно поверить в то, что ты попал в город, основанный в IX веке до нашей эры!
(Кстати, говорить на тему «Гуанчжоу — город контрастов», в котором свято и трепетно охраняются древние памятники и быстро развивается высотное строительство из самых современных материалов, можно долго, но это отдельная тема.)
Итак, выставка Windoor 2017 расположилась в самом крупном в Азии и втором по величине в мире выставочном комплексе Poly World Trade Center, построенном в 2002 году.
Выставочная площадь комплекса — 130 тыс. м². Выставка заняла 6 из 13 выставочных залов комплекса Пачжоу. Это уже 23-я выставка этого направления. По словам одного из организаторов выставки, госпожи Ли Хи Ше, начиналась она с одного небольшого стола, на котором раскладывались листовки и флаеры небольших компаний, искавших продвижения. В этом году в выставке принимали участие 564 экспонента из 22 стран.
Большие нарядные стенды международных компаний (стоимость такого стенда достигает 100 тыс. юаней — примерно 900 тыс. руб.) и скромные стендики мелких производителей привлекали множество посетителей, более 60 тыс. человек, — как говорится, по интересам. Алюминиевый профиль, оборудование и технологии для его производства, крепеж, окна и двери, фасады, изоляция — такие направления объединила выставка в этом году.
Вам туда не нужно
Эту фразу мы слышали с завидной частотой в ответ на вопрос, как добраться до исторических районов города. Нам хотелось окунуться в атмосферу китайского города, почувствовать его «на вкус».
Нам же с гордостью демонстрировали плоды глобализации — огромные небоскребы, уходящие верхними этажами в туман; совершенно фантастической формы новый оперный театр, построенный по проекту Захи Хадид; суперсовременные торговые и бизнес-центры с удивительными внутренними двориками и водопадами.
Контраст между этими произведениями современной архитектуры и традиционными жилыми районами с плотной застройкой действительно огромен. И глядя на зарешеченные окна и балконы (даже на верхних этажах — а потому что воруют, как нам объяснили местные жители) прижавшихся друг к другу домов, понимаешь, что наши «хрущевки» — примерные ровесницы этих построек — замечательный и очень гуманный способ разрешения острой жилищной проблемы.
И все же, как и во всех больших городах мира, в Гуанчжоу есть красивые парки с пальмами, монстерами, диковинными деревьями, названий которых мы не знаем, и цветами, и традиционно украшенные пешеходные улицы с маленькими кафе и магазинчиками, рассчитанными на туристов.
Метро
Гуанчжоу поразил и своим метро. Конечно, метрополитен здесь молодой, он появился в 1999 году, сейчас работает уже 8 линий. Стоимость проезда, как в Лондоне, зависит от зоны. На входе стоят автоматы, выдающие жетончики, зону самостоятельно определяешь на карте, которая высвечивается на экране. И вот здесь нужно быть внимательным: войти можно по любому жетону, но выйти — только по правильному. Автоматы, бывает, сбоят — и тогда на помощь приходят подтянутые служащие метро, которые все, кстати, говорят по-английски. Так же быстро они появляются у вагонов, когда поезд останавливается на станции: регулируют потоки входящих-выходящих, отвечают на вопросы, — делают все, чтобы не создавалась толпа.
Очень четко разрегулированы потоки пассажиров, и даже при большом наплыве народа не создается такой круговерти, как, например, на Тверской или Лубянке в час пик.
Но самое большое преимущество перед самым красивым в мире метро — то, что пути и платформа разделены прозрачным пластиковым тоннелем с раздвижными дверями. Безопасность пассажиров — полная, на платформе — тихо: можно вполголоса продолжать начатый разговор, звонить по телефону. Насколько я знаю, несколько «закрытых» станций есть в Санкт-Петербурге, в Москве же даже вновь открытые станции не могут похвастаться таким простым устройством безопасности и комфорта.
Китайцы гордятся своим экономическим и техническим прорывом за последние пару десятилетий. Они полны энтузиазма и планов покорения новых экономических вершин. Как сказал в беседе с нами генеральный секретарь Европейско-Американской торгово-промышленной палаты Чарльз Ченг, Китай производит «очень много товаров в различных сферах, но они низкого качества. Сейчас перед нами стоит задача повышения качества и расширения рынков сбыта».
Заставляет задуматься, не правда ли?
Ольга ЭВОЯН