В Петербурге назревает новый архитектурный «стиль» — фрагментизм - «Свежие новости строительства»
В Петербурге стремительно набирает популярность новое архитектурное направление — фрагментизм. Это когда единое длинное здание искусственно разбивается на несколько как бы самостоятельных фасадов. Этот «стиль» — результат компромисса, считают его создатели.
Шувалово, Софийская улица, 26–28
Один из первых примеров фрагментизма в Петербурге можно отыскать в Шувалове на Софийской улице. Там на месте двух участков под коттеджи в 1999 году вырос трехэтажный многоквартирный дом. Внешне он разделен на восемь фасадов с совершенно разной архитектурой.
Шпалерная улица, 42, и Воскресенская набережная, 12
Один из первых жилых комплексов в центре расположен между Воскресенской набережной и Шпалерной улицей. Прежде там Ленинградский военный округ планировал разместить казармы и учебные корпуса для курсантов. Но в итоге отдал землю инвестору в обмен на квартиры для служащих.
Инвестором стало СП ЗАО «Петр Великий». Первый дом — 42 по Шпалерной улице — был сдан в 2000 году (там застройщиком было Северо-Западное квартирно-эксплуатационное управление). Он состоит из двух восьмиэтажных фасадов — зеленого и оранжевого. В 2003-м к ним добавился дом 12 по набережной (застройщик — сам «Петр Великий»). Он имеет три фасады: один выходит на Воскресенскую, Шпалерную и небольшую площадь с памятником Ахматовой, а два других — только на Шпалерную.
Проекты всех фасадов выполнила персональная творческая архитектурная мастерская Э. В. Кондратовича.
Пионерская улица, 16
Но это был редкий пример. Мода на фрагментизм пошла недавно и повсеместно. Первый дом, появившийся после затишья, находится на Пионерской улице, 16. Его сдали в 2014 году. Застройщиком было ЗАО «БФА-девелопмент». Дом разместился на месте снесенного памятника архитектуры — Владимирского училища. В новостройке, однако, старые фасады не используются, но новые нарезаны так, будто дом состоит из пяти отдельных зданий.
Проспект Медиков, 10, корпус 1
Следующим представителем фрагментизма стал жилой дом вдоль проспекта Медиков, сданный в 2015 году. Дом состоит из трех визуально самостоятельных корпусов, каждый из который имеет по нескольку фасадов. Такой проект выполнило ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Застройщиком было ОАО «Строительная корпорация „Возрождение Санкт-Петербурга“», входящее в группу «ЛСР».
Аптекарский проспект, 16
В 2020 году завершилось строительство жилого дома между Аптекарским проспектом, улицей Академика Павлова и проспектом Медиков. Дом состоит из пяти визуально самостоятельных корпусов на едином подземном паркинге. Корпуса вдоль проспекта Медиков выполнены в хаотизме. На северном корпусе отличается только цвет секций фасадов, а на южном еще и размер окон.
Дом строило ООО «Энсиси недвижимость», позднее переименованное в ООО «Бонава Санкт-Петербург» (было частью группы NCC, а теперь — Bonava). Над архитектурой работало шведское бюро Semrén & Månsson совместно с ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“» Сергея Орешкина.
Набережная реки Смоленки, 3, корпуса 1 и 2
В 2015 году фрагментизм пришел на остров Декабристов, где ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» застроило жильем завод имени Калинина. Дома появились между рекой Смоленкой, Смоленским лютеранским кладбищем, улицей Одоевского и Уральской улицей.
Фасады сделали разноцветными, разделенными на секции. Каждая отличается также формой окон и некоторыми декоративными элементами. Стилистика отдельных фрагментов тяготеет к другому популярному псевдостилю — хаотизму. Все «дома» на проекте, впрочем, как будто подстрижены под одну гребенку — объединены плоской крышей. Проект выполнило ООО «Урбис-СПб» Олега Харченко.
Малый проспект Васильевского острова, 52
В 2017 году сдали жилой дом на Малом проспекте Васильевского острова, 52. Его построило ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург», входящее в группу «ЮИТ». Единый семиэтажный фасад, выходящий также на 17-й и на 18-ю линии, разделен на четыре секции разной архитектуры. Проект выполнило ООО «Архитектурная мастерская Цыцина».
18-я линия Васильевского острова, 49
На Васильевском острове фрагментистическим был задуман проект от финской Eke Group (юрлицо — ООО «Остров девелопмент»). Жилой дом на 18-й линии — это следующая эволюционная стадия уловленного «Канонером» направления: у фасадов есть традиционные двускатные крыши. Сами «дома» проработаны более рельефно, у них прорисованы эркеры, аттики, балконы, а вентиляционные шахты явно отсылают к печным трубам. Проект выполнило финское архитектурное бюро Юкки Тикканена (ООО «Т-архитектс»). Сдали дом в 2018 году.
24-я линия Васильевского острова, 25
Во фрагментизме поработало о ООО «Интерколумниум» Евгения Подгорнова. Три разных фасада оно нарисовало у жилого дома на углу 24-й линии и Среднего проспекта. Особенностью стало то, что два первых этажа единые у всех трех секций. Завершилась стройка в 2020 году. Возводило дом ООО «Нью хаус», входящее в казахстанскую группу Bazis.
Пионерская улица, 32
В 2021 году был сдан жилой дом на территории бывшей фабрики «Красное знамя». Его возвело ООО «Дом», связанное с ООО «Строительная компания „Эльба“». Разделить единый фасад на два как бы самостоятельных предложило ООО «Архитектурная мастерская Столярчука». Обе части фасада отличаются не только цветом: западный фрагмент слегка утоплен вглубь квартала. Финальный вариант проекта выполнило ЗАО «Темп-проект».
В будущем фрагментизм продолжит завоевывать позиции в петербургском зодчестве. Уже заявлен проект нового здания Малого драматического театра во дворе на Звенигородской улице, 7 (с выходом к Багратионовскому скверу). ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» Михаила Мамошина спроектировало здание в духе портово-складского национал-фрагментизма. Длинные стены новостройки будут расчленены на несколько узких, вытянутых вверх небогатых декором фасадов.
Один из главных идеологов русской школы фрагментистов Сергей Орешкин считает, что вычлененное направление — это контекстуальная архитектура, ведь она имитирует модуль застройки исторического центра Петербурга. По его словам, комитет по охране памятников следит за высотой зданий в различных зонах, но не ограничивает длину фасадов. А потому характерную протяженность фасадов современные петербургские архитекторы начали вычислять сами. «Мы сами себя ограничиваем и говорим так: у нас каждый фрагмент будет соответствовать старой мудрой застройке земельных участков в Санкт-Петербурге до революции», — рассказал «Канонеру» господин Орешкин.
Хотя каждый кусочек фасада решается в своей стилистике, должно быть ощущение некоего стилистического единства, что «одной рукой нарисовано». Хотя, например, фасад для NCC на Аптекарском рисовали через один: один фасад Сергей Орешкин, один — Магнус Монсон. Договаривались только «об общих архитектурных ключах».
Именно так застраивали Петербург при царизме. «Практически в каждой слободе, в каждом районе было несколько архитекторов: Гребенка, Перетяткович... И они все чередовались. Это такой принцип, который вырос из земельных участков, которые еще после Петра I создались», — считает господин Орешкин.
Архитектура фрагментизма входит в моду, потому что устраивает всех — и девелоперов, и охранителей, считает наш собеседник. В таком духе, по его словам, начинают работать и коллеги, например, Сергей Чобан и Никита Явейн.