Как изменятся вокзалы? У Казанского строят гастроквартал - «Недвижимость»
Общественно-рекреационный комплекс свяжет Белорусский вокзал с одноимённой станцией метро. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ
Под Павелецкой площадью открылся торгово-развлекательный центр, на Курской идёт масштабная реконструкция, а к Рижскому вокзалу скоро снова можно будет приехать на трамвае.
Как изменились привокзальные окрестности, проверил «АиФ».
Гастрономический квартал за Казанским вокзалом заработает в следующем году. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Что на Павелецкой?
«Здесь создаётся первоклассное общественное пространство, которое станет гордостью нашего города», – сказал мэр Собянин, открывая осенью центральную часть ландшафтного парка на Павелецкой площади. По словам мэра, она была одним из самых проблемных долгостроев Москвы. И это место продолжает меняться – о зимнем благоустройстве и украшении площади «АиФ» рассказывал в № 51 за 2021 г. Но с тех пор там появился каток, который залили прямо на крыше торгово-развлекательного центра, принявшего первых посетителей до Нового года.
Кстати
«Мы начинаем вторую волну голосований, по итогам которой будет сформирована программа благоустройства на 2022 г. Один из самых важных проектов – благоустройство улиц Басманного и Красносельского районов, а также экологическая реабилитация Щукинского парка и Всехсвятской рощи, – написал в своём блоге мэр Собянин. – Высказать мнение можно на сайте проекта «Активный гражданин».
«Яма» у Павелецкого превратилась в космический торговый центр. Это настоящее новогоднее чудо: долгострой стал самым необычным, современным и красивым общественным пространством города. Что интересно: несмотря на обилие дорогих брендов, ТРЦ весьма демократичен по своей атмосфере. Например, в атриуме, который находится у ближайшего к вокзалу входа, играет диджей, народ отдыхает на лавочках, рядышком сидят и пассажиры с чемоданами, и покупатели. Фудкорт такой же «народный». Один из выходов ведёт в длиннющий подземный переход, который собирает пешеходов со всех окрестных улиц. Кстати, в наступившем году благоустроят Дубининскую и Кожевническую ул., а также Даниловский Вал.
Такой ж/д станция Москва-Пассажирская-Курская станет после реконструкции. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
А на Белорусской?
Следующая в нашем списке – территория вокруг Белорусского вокзала. Она давно благоустроена, правда, и на площади Тверская Застава, и в скверике на Бутырском Валу в мороз не посидишь.
Но в 2023 г. достроят общественно-рекреационный комплекс, расположенный между вестибюлем ст. м. «Белорусская»-кольцевая и зданием вокзала. Он войдёт в состав большого транспортно-пересадочного узла, а попасть в него можно будет как со стороны площади, так и с Грузинского Вала. Во внушительном здании (см. картинку внизу) запроектирован атриум с зонами для отдыха и кафешками, крыша комплекса также будет «рабочей», там можно организовывать уличные развлечения для посетителей.
Павелецкий вокзал Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Когда на Киевскую вернут арку?
Киевский вокзал тоже пережил благоустройство прилегающих территорий. Пространство между ж/д путями и ТЦ «Европейский» (в торговом центре коротают время многие пассажиры пригородных электричек и поездов дальнего следования) доступно только для пешеходов и общественного транспорта, с другой стороны вокзала – красивая площадь Европы и Киевский сквер, до прогулочной зоны на Бережковской набережной рукой подать.
Но некоторые работы на Киевской площади всё ещё продолжаются. Например, вы не увидите арку в парижском стиле, которая украшала один из входов в метро и успела стать местной достопримечательностью. По данным телеграм-канала столичного комплекса городского хозяйства, арку демонтировали, чтобы установить навесы «сухие ноги» с освещением, инфракрасным подогревом, скамейками и информацией о маршрутах наземного транспорта. Вернуть арку на прежнее место обещают к весне.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Три вокзала – одно депо
На площади трёх вокзалов, совсем близко от Казанского, во второй половине этого года должны открыть гастрономический квартал «Депо Три вокзала». Трудно себе представить, как в этом районе удастся найти место для фудмолла на 8 тыс. кв. м. Но если использовать корпуса 2-го троллейбусного парка на Новорязанской ул., то, может, и получится. Здания, между прочим, относятся к объектам культурного наследия, так что архитектурное окружение достойное. В квартале будет не только разнообразная еда, но и арт-пространство, различные сервисы и магазины. А ещё запланирован кинопаркинг, чтобы смотреть фильмы на уличном экране, не выходя из машины.
Курский превращается…
Здание Курского вокзала закрывает «Атриум», но в последнее время даже он не в силах скрыть идущую там 1,5 года стройку. Часть новых ж/д платформ Москва-Пассажирская-Курская готова, через полгода тут должен появиться подземный вестибюль вокзала, которому придётся принимать пассажиров не только МЦД-2, но и МЦД-4. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, здание будет строгим и лаконичным, всё спроектировано так, чтобы пассажирам было удобно.
Платформы свяжут между собой и с вокзалом эскалаторами, лестницами и тоннелями. Плюс появится выход в сторону бывшего завода «Арма». Окрестности Курского реконструируют так, чтобы ж/д пути не разрезали район на малодоступные территории, как это было раньше.
Осенью начнётся реконструкция пешеходных тоннелей, тянущихся до ул. Казакова и «Гоголь-центра».
Внутри торгово-развлекательного центра под Павелецкой площадью – светлый атриум, а на крыше центра залили каток. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Рижский узел
А Рижский в скором времени превратится в огромный ТПУ. Одноимённую станцию метро (на оранжевой ветке) закрыли на реконструкцию в августе 2020 г., а откроют ближе к лету.
К 2024 г. тут должен появиться новый вокзальный комплекс для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ВСМ-1). Его нужно «подружить» с Большой кольцевой линией метро и существующим вокзалом, перед которым москвичам пообещали площадь, свободную от машин.
«Формирование ТПУ «Рижская» предполагает целый ряд работ по развитию прилегающей территории, – рассказал заммэра Москвы Андрей Бочкарёв. – Ключевой задачей является увязка между собой разных видов транспорта. Для этого второй выход со станции «Рижская» БКЛ интегрируют с конкорсом (распределительным залом для пассажиров. – Ред.) МЦД-2, 3 и 4 и вокзальным комплексом ВСМ-1. Кроме того, построят дополнительные дороги для «снятия напряжения» с просп. Мира в сторону МКАД, а ряд маршрутов наземного общественного транспорта изменят. У вокзала будет площадь, до которой планируется продлить трамвайный маршрут».
Кстати, о возвращении трамваев неоднократно просили местные жители, потому что дорожное движение в этом районе очень напряжённое, а трамвайные пути всегда свободны. И если по Трифоновской ул. до Рижского продлят этот вид общественного транспорта, выиграют все. В проекте ТПУ заявлены также велосипедные парковки и стоянки такси. Соседние улицы благоустроят (например, 2-ю Мытищинскую), а свободные пространства озеленят.