Форум 100+. В каких городах будут жить россияне через 50 лет - «Новости рынка недвижимости»
Мегаполисы будущего могут быть совсем не такими, какими мы их себе представляем
На минувшей неделе Екатеринбург снова принимал Форум высотного и уникального строительства 100+ . Форум стал настоящим ноу-хау Екатеринбурга, за короткое время превратившись в одно из самых знаковых и узнаваемых мероприятий отечественной строительной отрасли. В этом году вся «событийная» часть форума проходила в только что отстроенном Конгресс-центре, который и сам буквально напичкан уникальными строительными новинками.
Темой нынешнего форума стали Города будущего, в самом широком смысле этого слова. Участники форума – а на форуме состоялось около ста сессий, дискуссий, круглых столов – попытались поразмышлять, какими буду города через 50-100 лет: в плане диалога архитектуры и технологий, транспортного планирования, цифровизации и автоматизации зданий, энергоэффективности и «зеленых» технологий. В результате получилась коллективная картина, с ярким колоритом и смелыми ракурсами.
Почему горожане сменили досуг в торговых центрах на прогулки по городу
…Раз уж речь шла о городах будущего, попытались этому соответствовать и организаторы форума, сразу же на пленарном заседании попросив гостей воспользоваться имеющимися у них гаджетами.
On-line опрос должен был выявить, с чем, в первую очередь, ассоциируется словосочетание «города будущего». Система тут же обработала результаты телефонно-планшетного голосования, крупно выведя на экран слова «комфорт», «технологии», «экологичность». Чуть помельче значились «безопасность», «счастливые люди», «без пробок», «много зелени», «воздушный транспорт» и т.д. Таким образом, в представлении большинства, город будущего оказался удобным, безопасным и зеленым пространством, в котором царят современные технологии.
Безусловно, аудитории небезынтересно было узнать и мнение по этому поводу профильного министра – министра строительства и ЖКХ РФ Владимира Якушева.
- Что такое город будущего? На мой взгляд, это город, в котором люди имеют возможность для самореализации, - поделился своим мнением министр, - могут с удовольствием перемещаться по уютным улицам, город, в котором решены вопросы личного и общественного транспорта, есть социальная инфраструктура, люди чувствуют себя в безопасности как дома, так и на улице, занимаются любимым делом и конечно же, растят детей.
Как известно, завтра начинается вчера, ну или, по крайней мере, сегодня. По тем шагам, которые делаются сейчас, можно понять, что из этого вырастет в будущем. Сегодня строительное сообщество, засучив рукава, взялось за переустройство городской среды, объявив эту задачу самой важной и первоочередной.
- …Если раньше в качестве времяпровождения у россиян в первых строчках значилось посещение торгового центра, то сегодня немало людей отдают предпочтение прогулкам по уютным улицам своего города, - поведал министр. - Перед нами стоит задача не просто обеспечить людей квадратными метрами, парками и коммунальными услугами - наша задача: сделать жизнь горожан безопасной, комфортной и интересной.
По словам министра, в 2018-м году был проведен конкурс на лучший проект благоустройства в малых городах и исторических поселениях. Небольшие муниципалитеты получили шанс реализовать комплексный проект с учетом своих особенностей и потребностей. Первый благоустроенный парк появился в городе Салаир Кемеровской области в августе этого года. В сентябре состоялось открытие набережной в городе Верхняя Тура Свердловской области. В этом году был проведен еще один конкурс, победителями которого стали следующие 80 проектов из 46 регионов. До 2024 года планируется реализовать все 480 проектов победителей конкурса.
Кстати, достаточно большое количество дискуссий форума было посвящено именно созданию комфортных городских пространств. Архитекторы, градостроители, девелоперы обсуждали, каким должен быть мастер-план города будущего, какие «зеленые» технологии должны здесь применяться, почему мегаполис нужно проектировать с помощью BIM, какие строительные материалы полезнее применять, и в чем преимущество строительства из дерева.
…На том же пленарном заседании участники дискуссии выяснили, что мы пока не очень себе представляем, какие вызовы нас ожидают буквально через десять-пятнадцать лет. Сегодня мы усиленно строим автомобильные развязки, но завтра это может стать неактуальным, потому что города будут спланированы таким образом, что для регулирования движения достаточно будет обычного светофора.
Любопытно, что технологии завтрашнего дня могут быть «вчерашними» технологиями, но на новом витке. Так получилось, например, с деревом. Сегодня весь мир буквально увлекся деревом. Развивается высотное строительство на основе деревянных конструкций.
- Железобетон – это уже прошлое. Он признан экологически вредным материалом. Сегодня в строительстве происходят по-настоящему революционные изменения: провозглашен век дерева, деревянных конструкций, - высказался президент НОПРИЗ Михаил Посохин. - Мы сегодня работаем над сводами правил, которые позволят строить дома в десять этажей (мы это уже согласовали с МЧС). Прогресс в этом смысле идет неимоверный. Россия, страна, которая обладает самыми большими запасами дерева, не должна остаться в стороне от этой мировой тенденции.
Города будущего: роботы-строители, smart-хабы и бетон из 3D-принтера
Тема интеллектуального строительства еще только обсуждается. Но некоторые уже, что называется, бросаются в омут с головой, делая попытку построить здание исключительно на «цифре».
Одна из таких смелых первопроходцев - как ни странно, женщина. Гостья форума 100+, молодой турецкий архитектор Мелике Алтынышик не только изобретает собственные строительные материалы, но и печатает их с помощью 3D-принтера.
Бюро Melike Altinicik Architects проектирует сложную параметрическую архитектуру – достаточно взглянуть на проект новой телекоммуникационной башни в Стамбуле, похожей на кокон. Для того, чтобы этот проект появился, бюро привлекло целый коллектив смежных специалистов: инженеров, изыскателей, метеорологов и т.д. Здесь был применен уникальный метод сборки: сегменты башни монтировались на земле. Что любопытно, в процессе строительства архитектура менялась вместе с изменениями инженерных решений.
Подход, предложенный для строительства Музея роботов и науки в Сеуле сразу же «продвинул» турецкого архитектора в ряд самых современных и передовых представителей архитектурной профессии.
- Мы решили, что строительство музея будет интеллектуальным строительством, - рассказала Мелике Алтынышик на встрече в рамках Форума 100+. - И это принципиально важно для нас. Мы написали манифест интеллектуального строительства этого здания. Во-первых, при проектировании мы используем исключительно компьютерные технологии. Саму сборку будут осуществлять роботы, для которых создадут специальную программу. Монтаж будет происходить в так называемых смарт-хабах, специальных узлах-оболочках. Компания Хюндай пообещала помочь нам с использованием роботов на строительной площадке. За ходом строительства будут следить дроны.
По сути, это технология завтрашнего дня, обкатку которой мы видим уже сегодня. Так что города будущего, о которых шла речь на Форуме, пожалуй, ближе, чем кажутся.
В городах будущего не будет личного автомобиля?
Некоторые считают, что город будущего будет вовсе не таким, каким его представляют современные футурологи – многоуровневым гигантом-монстром, где все несется, мелькает, движется. Скорее всего, наоборот, это будет достаточно протяженное пространство, где будет использоваться целая «палитра» самого разного транспорта: от так называемой «мягкой мобильности» - велосипедов, электросамокатов, моноколес, гироскутеров - до каршеринга, совместного пользования автомобилем.
От подъезда горожанин покатит на самокате или моноколесе. А дальше каршеринговый автомобиль доставит его до транспортно-пересадочного узла, где можно будет пересесть на общественный транспорт, «легкую» электричку или метро.
- По идее, личный автомобиль может вообще не понадобиться, - поделился своим мнением на Форуме руководитель московского офиса компании Mobility in chain, занимающейся транспортным планированием и инжинирингом, Александр Трищецкий. – Его полностью заменит общественный транспорт.
Своя машина может остаться лишь как очень неравноценная замена каршерингу.
- А надо ли будет человеку будущего куда-то ехать и лететь? И, главное, зачем? – задался вопросом участник пленарной дискуссии Форума, президент НОПРИЗ (Национального объединения проектировщиков) Михаил Посохин. – Вполне возможно, что места приложения труда будут перенесены ближе к дому, окажутся практически в шаговой доступности. Работа станет удаленной или вариантом фриланса. Точно также рядом будут расположены и объекты социальной инфраструктуры.
- Ну, строят же сегодня дома последнего поколения, в которых есть практически все, - принял участие в дискуссии ведущий пленарного заседания Форума Радислав Гандапас. – От небольшого финтес-зала до магазина здорового питания, кафе, салона красоты, курсов английского языка и так далее. В наиболее продвинутых мегаполисах практически все современное жилье – это маленький город со всем необходимым набором утилитарных функций. В таких зданиях можно, не выходя, жить годами.
В свою очередь сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий высказал мнение, что, вот, мы сейчас строим какие-то планы, которые через десять-пятнадцать лет могут оказаться абсурдными. Так случилось, например, со стационарными телефонами. В начале 2000-х была целая программа по увеличению домашней телефонной сети. Но с появлением мобильных телефонов она просто не понадобилась. Может так получиться и с транспортом. Вполне возможно, что через 50 лет горожане повсеместно будут пользоваться индивидуальными летательными аппаратами. И вопрос пробок и плохих дорог отпадет сам собой.
«Умная» система заранее проветрит и подогреет для вас дом
IT-технологии смело шагнули в сферу инженерных систем. Уже появились так называемые «цифровые двойники» зданий, куда закачивается вся информация об объекте – начиная с этапа проектирования и заканчивая эксплуатацией. На основе этих данных специальная автоматизированная система дает команду множеству подсистем, регулирующих жизнедеятельность дома – освещению, отоплению, кондиционированию, подъему (или закрытию) жалюзи и так далее.
- Согласитесь, неэффективно иметь в одном здании много разных подсистем, каждая из которых будет управляться своим «софтом», работать на своем железе, на своих протоколах, - рассказал «Строительству.RU» другой участник Форума, заместитель генерального директора компании Schneider Electric по рынкам "Проекты через партнеров" и "Цифровые здания" по России и СНГ Алексей Кашаев. – Поэтому система автоматизации зданий, куда сведено управление всем, что есть в доме, в данном случае, оптимальное решение.
Управление освещением «по присутствию», с использованием датчиков движения, стало практически нормой. «Умная» вентиляция включается самостоятельно, когда нужно охладить комнату, и выключается, когда нужно нагреть.
Последняя новинка, когда система запоминает лично вас. У вас есть смартфон, в смартфоне есть геолокация. Система знает, что вы приближаетесь к дому, и она начинает подготавливать для вас квартиру или номер в гостинице (если вы, допустим, в командировке): прогревать, охлаждать, закрывать жалюзи и так далее. Причем система «знает», насколько именно нужно нагреть или охладить помещение – в зависимости от ваших предпочтений.
В систему «цифровой двойник» здания можно занести любые данные: от команд, связанных с безопасностью (управление видеокамерами) до полива комнатных растений. То есть, мы уже не просто на пороге цифровой революции, мы – уже в ней.
Пора прекратить издеваться над Градостроительным кодексом
Чтобы все прогнозы, связанные с городами будущего, стали реальностью, российскому стройкомплексу придется основательно поработать. Безотлагательно заняться теми проблемами, которые стоят перед отраслью.
И таких проблем немало. Например, поддержка строительной науки, которая в последние десятилетия буквально бедствует. Министр Владимир Якушев признал, что в Нацпроекте существовал отдельный подраздел, предусматривающий поддержку научных разработок. И было огромное желание такую поддержку заложить. Подраздел остался, но, к сожалению, не осталось денег на его финансирование.
Правда, в последние годы идет выделение средств из бюджета на актуализацию нормативно-технических документов и создание новых. Эта работа, к счастью, подкреплена сегодня материально аж до 2024 года. Разработка таких документов напрямую связана с научной деятельностью, с НИОКРАМИ, с испытаниями. Как рассказал министр, в ближайшие годы нам нужно будет актуализировать 700 нормативно-технических документов.
Конечно, в советское время строительство подкреплялось мощной научной базой. Сегодня господдержка должна быть гораздо больше. И к этому надо стремиться.
Во-многом, тормозит движение вперед и нынешнее состояние Градостроительного кодекса, который многократно переписывался, правился, туда вносились многочисленные правки. Документ стал практически нечитабельным от того количества изменений, которые его переполняют.
Нужно, наконец, прекратить «переписывать» основной документ, которым пользуются строители. Естественно, перед этим приведя его в нормальный, понятный каждому вид. Это, по мнению многих участников Форума, позитивно скажется на строительной отрасли, в целом и придаст дополнительное ускорение движению к прорывным строительным технологиям.
Елена МАЦЕЙКО
Мнения:
Аркадий Чернецкий, сенатор Совета Федерации:
- Как это ни банально звучит – основные вызовы города будущего – это удобство и безопасность. Про удобство говорить не буду. Я скажу про безопасность: это и техногенная, и экологическая безопасность. Но я хочу обратить внимание на общественное согласие. Это очень важный институт. И в отсутствие этого института нас могут сотрясать очень неприятные вещи. Вот, нет общественного согласия в городе Париже, и все его красоты меркнут…
Вениамин Голубицкий, президент компании КОРТРОС:
- Город будущего – это город, отвечающий на запросы живущих в нем людей. Причем отвечающий достаточно оперативно. Не так, что ты пишешь куда-то письма, обращаешься по инстанциям, а таким образом, что на твои желания, твои потребности город отвечает, несколько даже опережая.
И второе: все решения в городе будущего прозрачны. Когда ты понимаешь, почему то или иное решение принимается, когда среда формируется вокруг тебя с твоим участием, и ты вовлечен в этот процесс.