Эксперты: в Петербурге нет храмовой градостроительной политики - «Свежие новости строительства» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Город » Эксперты: в Петербурге нет храмовой градостроительной политики - «Свежие новости строительства»
Эксперты: в Петербурге нет храмовой градостроительной политики - «Свежие новости строительства»
С приходом на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко стало очевидно усиление позиций в городе Русской православной церкви. Эксперты полагают, что это позволило религиозной организации получить статус игрока строительного рынка, хотя и не слишком значительного. Сами объекты нередко

С приходом на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко стало очевидно усиление позиций в городе Русской православной церкви. Эксперты полагают, что это позволило религиозной организации получить статус игрока строительного рынка, хотя и не слишком значительного. Сами объекты нередко вызывают скандалы в обществе, в том числе на уровне нелогичного размещения или нетрадиционной архитектуры.


Петербургский градоначальник Георгий Полтавченко был известен как покровитель православия еще до того, как занял пост губернатора Северной столицы. Он является одним из главных попечителей «Афонского общества», исполнительным директором которого в свою очередь является ныне вице-губернатор Игорь Дивинский. Господин Полтавченко известен и как жертвователь денег на строительство церквей в разных регионах России. Градоначальник регулярно присутствует на различных церковных мероприятиях и службах, встречается с представителями духовенства.



Эксперты: в Петербурге нет храмовой градостроительной политики - «Свежие новости строительства»


Все это позволило экспертам говорить о том, что позиции Русской православной церкви в Петербурге с началом его правления серьезно укрепились, в том числе и в сфере строительства. Как отметила в беседе с корреспондентом «Карповки» генеральный директор агентства недвижимости «Лондон реал инвест» Зося Захарова, прежде Церковь вовсе не имела веса в сфере строительства, однако теперь стала полноправным игроком строительного рынка. «РПЦ не способна составить конкуренцию мощным строительным компаниям, сдающим сотни квадратных метров жилья, в силу локальности возводимых объектов. Это игрок не крупный, но все-таки уже участник рынка», — полагает госпожа Захарова.


Не считает роль Церкви в строительной сфере значительной и гендиректор объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов. По его словам, доля заказов строителей, поступающих от православных организаций, составляет десятые доли процента от общего числа строительных подрядов. «Для строителей это не очень интересно, в основном наше сотрудничество с Церковью реализуется в сфере благотворительности», — отметил господин Белоусов.


При этом строитель подчеркнул, что в тех случаях, когда такие заказы все-таки появляются, функцию заказчика на себя берет не сама РПЦ, а зарегистрированные местные приходы или связанные с православными общинами организации, которые и собирают средства на строительство. «Нельзя говорить, что представители Церкви напрямую становятся строителями», — пояснил эксперт.




Подготовка площадки в переулке Лодыгина, 3–5

Порой представители Православной церкви и вовсе основывают для строительства новых объектов собственные девелоперские компании, такое право предоставлено религиозным организациям. Примером этого может служить ситуация в переулке Лодыгина, 3–5, где ради строительства православной школы и гостиницы для паломников был сначала расчищен один участок, а теперь на примыкающем готовится к сносу реконструированное под бизнес-центр историческое здание 1906 года постройки. Заказчиком работ и собственником участков является ООО «Вита-строй». Эта строительная компания на 100% принадлежит Константино-Еленинскому женскому монастырю в поселке Ленинское, подведомственному Санкт-Петербургской епархии РПЦ.


Одним из основных направлений строительной деятельности православных общественных объединений является восстановление снесенных в прошлом или строительство новых храмов в разных частях города. Практически каждый такой объект становится предметом горячего обсуждения, а то и конфликта, особенно если стройка ведется в центре города.


Например, серьезные споры вызвало строительство церкви Святой Ксении Петербургской на Лахтинской улице, 17. Прежде на этом месте располагалась небольшая хозяйственная историческая постройка, которую ради храма разобрали. Как только подрядчик ООО «Прогресс» по заказу прихода будущего храма начал работы по устройству фундаментов церкви, на улицу вышли жители окрестных домов, которые на собраниях и митингах требовали отказаться от храма, который закроет окна их квартир от солнечного света. Кроме того, вибрация на стройке привела к трещинам в окрестных строениях. Но стройку приостановили не власти, а отсутствие финансирования.




Церковь Ксении Блаженной на Лахтинской улице, 17

Немало споров вызвало и начало археологических работ на месте Рождественской церкви на Песках (перекресток Красноборского переулка и 6-й Советской улицы), которые должны стать первым шагом к воссозданию снесенного в советское время храма второй половины XVIII века. Жители окрестных улиц разделились во мнении: одна часть горожан требует сохранить существующий на месте храма сквер, другая выступает за восстановление церкви.


Сторонников воссоздания поддержал и архитектурный критик Алексей Хваль, отметивший архитектурные достоинства церкви, солидарен с ним и историк петербургской архитектуры Борис Кириков. Яростная полемика возникает и вокруг других воссоздаваемых храмов: Спаса на Сенной, церкви в Ломоносовском саду и других.


Существует и иная проблема, когда религиозные объекты строят, не посоветовавшись со священноначалием. Так, множество негативных откликов заслужил храм-часовня Святого Мирона, включенный в состав жилого дома «Зенит» на проспекте Королева, 7, и встроенный между двумя стеклянными объемами торговых комплексов. Объект возводился на деньги строительной компании «С.Э.Р.».




Мироновская церковь в жилом доме «Зенит» на проспекте Королева, 7

«В этом есть полнейший абсурд: как можно совместить вместе магазины, фитнес-центр, секс-шоп и церковь? Что же касается архитектуры, то Русская православная церковь, как известно, не может себе позволить свободы в форме храма. Это всегда должна быть традиционная архитектура. А совместить современный жилой дом и традиционный храм очень сложно. Такое включение всегда будет выглядеть натужно», — высказал свою точку зрения в комментарии корреспонденту «Карповки» архитектурный критик Алексей Лепорк.


Как отметил в беседе с нашим корреспондентом Борис Кириков, в советское время со сносом церквей город серьезно обеднел, были утрачены многие исторические доминанты Петербурга. Эксперт полагает, что наметившаяся сегодня тенденция к воссозданию утраченных церквей и соборов положительно скажется на облике Северной столицы.


Среди построек, которыми следовало бы заняться в первую очередь, господин Кириков назвал Спас на Сенной (сейчас идут раскопки фундамента храма), Благовещенскую церковь на площади Труда, Введенский собор напротив Витебского вокзала, церковь Мирония на Обводном канале. Кроме того, историк называет резонным воссоздание барочной Матвеевской церкви на Большой Пушкарской, 33 (создан проект воссоздания, конкретных шагов по его реализации пока не делается), а также Скорбященскую церковь на проспекте Обуховской Обороны, 22.




Спас на Сенной

Что касается протестов против воссоздания, то историк уверен, что их не избежать: «Всегда найдутся люди, которые предпочтут гулять на этом месте с собаками». Есть противники восстановления и в профессиональном сообществе, часть специалистов считает отстройку памятников заново неприемлемой, подчеркнул господин Кириков.


В положительном ключе высказываются о воссоздании храмов и некоторые градозащитники. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» зампред Санкт-Петербургского митрофаньевского союза Илья Попов, тот факт, что при нынешней власти стало возможно говорить о будущем воссоздании утраченных духовно-градостроительных доминант, можно оценить как позитивный. Он напомнил, что в советское время в Петербурге было уничтожено более сотни церквей, а потому речь сейчас может идти о восстановлении только самых ценных и значимых объектов.


Господин Попов подчеркнул, что эти церкви, скорее всего, будут малозаполнены, однако, по мнению эксперта, это не должно стать препятствием к воссозданию. «Большой вопрос, насколько жизнеспособны были бы столь близкие приходы в центре города, многие церкви заполнялись бы  отчасти. Сейчас народ не имеет той сильной веры, которую имели наши предки. Однако храмы надо воссоздавать на вырост ради прошлого и будущего», — полагает градозащитник.




Церковь иконы «Живоносный источник» на Нижне-Каменской улице

Сложнее ситуация с многочисленными церковными стройками, которые возникают в периферийных и окраинных районах Петербурга. Наш собеседник полагает, что среди новых храмов лишь немногие постройки смогли стать украшением того района, где они возникли. В основном в спальных районах церковная жизнь проходит в немасштабных деревянных церквях, которые малоинтересны с точки зрения архитектуры и неудобны для прихожан.


Еще одной проблемой господин Попов видит размещение церквей. По его словам, храмы ставятся случайно там, где меценату или приходу удается выкроить участок под строительство. В результате оказывается, что культовые сооружения занимают места газонов, скверов и зон отдыха, что вызывает справедливое недовольство части местных жителей. Недовольны этим и сами верующие, поскольку возведение в случайном месте не позволяет подчеркнуть их роль духовных и градостроительных доминант, а также соблюсти многовековые традиции размещения храмов. «Здесь требуется градостроительная политика, основанная на здравом смысле», — советует Илья Попов.


Надежду на то, что такой политикой озаботится нынешнее городское руководство, выражают и внутри РПЦ. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» председатель архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр Федоров, впервые о необходимости комплексного градостроительного подхода к возведению храмов в новых районах клир заявлял еще много лет назад. И благодаря отношению нынешней администрации появился шанс, что такой подход будет реализован на уровне конкретных управленческих решений.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации