Бежит трамвайчик по волнам... - «Строим Город» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Город » Бежит трамвайчик по волнам... - «Строим Город»
Бежит трамвайчик по волнам... - «Строим Город»
20 июня произошло знаменательное для Москвы событие – в столице было запущено движение электрических речных трамваев по Москве-реке...Такого столпотворения возле московских причалов и дебаркадеров старожилы не помнят давно. Оно и понятно. На необычном судне захотелось прокатиться многим. Речной



20 июня произошло знаменательное для Москвы событие – в столице было запущено движение электрических речных трамваев по Москве-реке...Такого столпотворения возле московских причалов и дебаркадеров старожилы не помнят давно. Оно и понятно. На необычном судне захотелось прокатиться многим.


Речной трамвай - не как прогулочное судно, а как вид транспорта и часть городской инфраструктуры -  уже давно не ассоциировался с Москвой. Теперь это неотъемлемая составляющая транспортного каркаса столицы. В мегаполисе из стекла и бетона маленький пассажирский кораблик выглядит даже романтично. Впрочем, и современно. Но, пожалуй, одно из главных его достоинств - это удобство: есть в первопрестольной такие места, куда дешевле и быстрее добраться именно по воде. Считается, что до конца 2023 будут в полную силу работать уже несколько речных направлений. Про новый-старый вид транспорта, его перспективы и возможности – наш сегодняшний разговор.


Не роскошь, а средство передвижения


...Маломерные суда ходили по Москве-реке испокон веку. Что же до транспортного речного трамвая, то прообразом его были пассажирские пароходы поздней царской России. Ко времени революции речные перевозки уже были высококонкурентным бизнесом - ими занимались сразу несколько пароходств, включая Финляндское легкое пароходство. Рейсы осуществлялись от Водоотводного канала (Болотная площадь) на Воробьевы горы, а также от Москворецкого моста к Николо-Перервинскому монастырю.


В советское время московский флот национализировали, а в 1930-м и вовсе запретили – он мешал общественным организациям водных видов спорта. Благо надолго столица без речного транспорта не осталась, и уже в следующем, 1931-м, движение восстановили.


С открытием Северного речного вокзала началась новая эра. Для речного транспорта были созданы затоны, причалы, ремонтные мастерские, а московские верфи начали спускать на воду катера трамвайного типа, которые и получили в народе имя «речные трамвайчики».


Первые рейсы начинались от Шлюзовой набережной и заканчивались в Дорогомилове. Работали трамваи, примерно так же, как и метро с 05:30 до часу ночи, шли они с интервалом в 20 минут. Главное же – это средство передвижения стало максимально доступным -  стоимость проезда на наши деньги составляла в районе 60 рублей.


В годы войны транспорт работал на износ. Как впрочем и после. Встал вопрос об обновлении плавсостава. С 1948-го в Нагатине спустили на воду полтысячи судов типа «Москвич», которые стали символом советского речного флота.


В 1960-х за звание символа стали бороться теплоходы типа «Заря», которые могли подойти куда угодно и фактически связали Москву с отдаленными поселками.


В 1990-е годы флот был приватизирован, здания речных вокзалов перестали использовать по прямому назначению, а рейсовые маршруты перестали существовать.


Мечта и реальность


Впервые всерьез заговорили о возвращении речных трамваев, кажется, на архитектурном фестивале «Зодчество» в 2016 году.


Дискуссия тогда развернулась вокруг реорганизации московских промзон,  многие из которых расположены как раз вдоль реки. Тогда авторитетный архитектор  Наринэ Тютчева предложила, в дополнение к благоустройству набережных, сказочный проект речного трамвая. Правда, тогда речь шла о трамвае сухопутном – вдоль берега реки должны были быть проложены рельсы. По ним могли курсировать специальные трамваи с мощными аккумуляторами: таким образом, не нужно было возводить электролинию. По мысли разработчиков трамвайчики могли заряжаться на «электрозаправочных» станциях, то есть соприкосновение электричества с водой было исключено.


Теперь можно констатировать: мечта архитектора сбылась. Пусть и не «дословно».





Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы


 


Решено было вернуться к старому классическому образу речного трамвая - судну. Помогло этому два события – в 2020 году после реконструкции начал функционировать Северный речной вокзал, а в апреле этого года – Южный.  Власти активно взялись за водный общественный транспорт, ведь он сулит множество выгод. Как ни странно, такой вид транспорта удобен, в первую очередь, для центра города. Жители центральных районов столицы, пользуясь новым видом транспорта, смогут теперь добираться до работы, минуя утренние пробки.


Новый вид транспорта экономичен, экологичен (работает на электрической тяге). Свяжет районы Москвы новыми связями, а значит будет способствовать запуску новых инвестиционных, коммерческих, культурных проектов.


Стоимость поездки на речном трамвае бюджетная – 150 рублей, в выходные – 300. Расплачиваться можно транспортной картой «Тройка».


Запускали кораблик по воде


...Итак, по Москве-реке открыт первый регулярный круглогодичный (особо это отметим!) маршрут речного электротранспорта. Новый маршрут рассчитан на восемь электросудов, каждое из которых названо в честь одной из московских рек: “Синичка”, “Сетунь”, “Пресня”, “Филька”, “Сходня”, “Раменка”, “Яуза” и “Неглинка”.





 Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы



Каждый «аквабус» (так окрестили речной трамвайчик жители) рассчитан на 50 пассажиров, причем предусматриваются места для маломобильных граждан. Основные элементы судов, в том числе все программное обеспечение - российского производства. В салоне установлены информационные экраны и USB-зарядки, работает бесплатный Wi-Fi, предусмотрены площадки для перевозки самокатов и велосипедов. 


Предполагается, что речные трамваи будут обслуживать до 1,5 миллиона человек, а улучшение транспортной доступности коснется жителей 18 районов Белокаменной!


Если говорить о самом факте запуска этих судов, то это явление уникальное не только для Москвы, но и для России. Это, пожалуй, первый в мировой практике случай запуска круглогодичного водного транспорта на электрическом ходу.


- Созданный трамвайчик вообще лучший в мире с точки зрения комфорта, экологии, дизайна и целого ряда параметров, и нигде в мире такого регулярного речного транспорта не существует. То есть мы первые в мире, это наша разработка, это отечественный продукт практически на 80–90 процентов, и это наше конкурентное преимущество, которое мы могли бы в дальнейшем закрепить, - отметил Мэр Москвы Сергей Собянин.


Первый регулярный маршрут речного транспорта - Водный путь длиной в 6,5 км от  Киевского вокзала до причала Сердце Столицы возле одноименного ЖК на Шелепихинской набережной. Рядом с маршрутом проживает около 800 тысяч человек.


Специально выбраны районы, которые активно строятся и развиваются, чтобы жители сразу привыкали к новому виду транспорта. Это зона вокруг Москва-Сити — крупного центра, через который проходит более 100 тысяч человек в сутки. Примерно за 20 минут пассажиры смогут добраться от станции метро «Киевская» без пересадок на другой транспорт. Во время поездки откроется красивый вид на город.


Второй регулярный маршрут от Автозаводского Моста до Печатников вдвое длиннее - 13 км. Его откроют в 4 квартале 2023 года, здесь аквабусами будут активно пользоваться 700 тысяч человек.


Аквабусы похожи на общественный транспорт – интервалы между трамвайчиками составляют 20 минут, а отслеживать их движение можно по приложению «Московский транспорт».


Между "Сердцем столицы" и "Киевским вокзалом" – шесть водных остановок, часть из них - например причалы «Кутузовский» и «Киевский вокзал» - находятся в шаговой доступности от метрополитена.


Аквабус неподалеку


Эксперты компании «Метриум» изучили карту маршрутов речных судов и подсчитали, жители скольких новостроек будут иметь в пределах 20 минут ходьбы речные пристани для путешествий по реке.


В шаговой доступности от причалов на этих маршрутах московские застройщики реализуют 20 проектов. Здесь на продаже 3 тыс. квартир и апартаментов, это 4% от общего объема предложения первичного рынка жилья.


В комплексах запроектировано 25 тыс. квартир, и по оценкам экспертов «Метриум», около 50 тыс. жителей этих новостроек смогут пользоваться речным транспортом в шаговой доступности от дома.


Новостройки возле речных путей относятся к высокобюджетным сегментам рынка. Наиболее многочисленны здесь проекты бизнес-класса – восемь комплексов, в которых продаются 2,4 тыс. помещений. Их средняя стоимость – 449 тыс. рублей за кв. метр, а квартиры, в среднем, продаются за 26 млн руб. Более всего они сконцентрированы на нитке южного речного маршрута.


В районе пристани «Автозаводский мост» идет реализация трех проектов, а возле пристани «Нагатинский причал» - еще два.


 На первой остановке южного маршрута у причала «Печатники» застройщики реализуют один проект. На первом (северном) маршруте в верхнем течении реки есть только два проекта бизнес-класса у пристани «Сердце столицы».


Дальше идут новостройки премиум-класса. Всего их семь, и, в среднем, они продаются по 723 тыс. руб. за кв. м. либо 60,3 млн руб. за квартиру или апартаменты. Большинство из них – на первом маршруте у причалов «Кутузовский», «Сити-Центральный», «Сити-Экспоцентр», «Сити-Багратион», «Трёхгорный» и «Киевский».


Только один проект премиального класса можно найти на южном маршруте речного транспорта – он находится на полуострове Нагатинской поймы в 10 минутах ходьбы от Южного речного вокзала. Этот комплекс отличается и более доступной ценой, несмотря на премиальный уровень, – 502 тыс. рублей за кв. м.


- Речной транспорт будет популярным среди москвичей, и жить рядом со станциями на его маршрутах – большая удача, – комментирует коммерческий директор Regions Development Лиля Арцибашева. – На трамвайчике можно будет быстро добраться до центра, в том числе Москвы-Сити, минуя многочисленные пробки и трафик. А в выходной день на электротрамвае с большим панорамным остеклением можно организовать семейный обзорный тур по реке.


- Жилье в новостройках рядом со станциями речного электротрамвая стоит на 107,4% дороже, чем в среднем по рынку, – резюмирует Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – С одной стороны, это объясняется тем, что в данных локациях много высокобюджетных проектов. С другой, регулярное речное сообщение повышает ликвидность любого жилого комплекса, ведь  оно успешно сочетает транспортные и рекреационные функции. Благодаря его появлению жители близлежащих домов получили возможность миновать «пробки» на автострадах и регулярно наслаждаться прекрасными городскими панорамами.


В  ближайшие месяцы откроются все причалы первого маршрута, тогда прокатиться можно будет и до "Филей". Это меняет план поездок на Западе Москвы. Фактически попасть на северную сторону реки можно будет намного быстрее. Предполагается, что количество речных маршрутов будет увеличиваться, как и их протяженность.


Аквабусы на целом ряде направлений могут стать реальной альтернативой и конкурентами для других видов транспорта.


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


(на фото вверху - речной трамвай на Москве-реке, источник - пресс-служба Мэра и Правительства Москвы)


 



{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации