Эра беспилотников: осмелимся ли мы сесть в авто без водителя - «Строим Город» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Город » Эра беспилотников: осмелимся ли мы сесть в авто без водителя - «Строим Город»
Эра беспилотников: осмелимся ли мы сесть в авто без водителя - «Строим Город»
Автомобили, в которых рулить уже не обязательно - достаточно внести в навигатор желаемый адрес – многим сегодня кажутся фантастикой. Чем-то невероятным, вроде телепортации или чтения мыслей на расстоянии. Однако, такой транспорт уже существует. Автор этих строк успел даже побывать в салоне такого



Автомобили, в которых рулить уже не обязательно - достаточно внести в навигатор желаемый адрес – многим сегодня кажутся фантастикой. Чем-то невероятным, вроде телепортации или чтения мыслей на расстоянии. Однако, такой транспорт уже существует. Автор этих строк успел даже побывать в салоне такого автомобиля.  В профессиональной среде дорожников и транспортников разговоры о выходе на наши дороги беспилотных ТС идут уже не первый год. Однако, на дорогах они пока так и не появились. Поедут ли они по ним?  Расскажем об этом в материале.






Беспилотник и автопилот – не одно и то же


Вначале определимся с терминологией. Итак, что такое беспилотный автомобиль?  Это транспортное средство, способное к самостоятельному передвижению, где стандартная функция водителя или полностью отсутствует, или сведена к минимуму.


В первом случае имеется в виду беспилотник с полной автономностью: достаточно внести в бортовой компьютер необходимые координаты, и автомобиль начинает движение к цели. Во втором случаи роль водителя уменьшена настолько, насколько позволяет комплектация или технические возможности транспортного средства. Тут имеются в виду уже существующие автопилоты: в электромобилях Tesla, например, они существенно помогают шоферу, но не заменяют его.


Основная цель внедрения таких транспортных средств - повышение безопасности дорожного движения. Беспилотная система, по идее, должна исключить нарушение правил дорожного движения, и, как следствие, сделать саму вероятность ДТП невозможной. Второй по важности целью является, безусловно, удобство пользования: не надо рулить самому.


Уже сегодня в автомобилях существует множество различных функций, которые так или иначе помогают водителю. Тем не менее, они все же не исключают ручного управления. Даже в автомобилях самых богатых комплектаций основная роль все равно отводится водителю. И при ДТП и других внештатных ситуациях ответственность ложится именно на него, а не на бортовой компьютер. В случаи ДТП с участием беспилотного ТС ответственность, естественно, не может лежать на людях, находящихся в его салоне.



 

Под беспилотное ТС пока нет законодательства


Активное обсуждение темы внедрения беспилотных ТС на отраслевых конференциях идет уже с 2016 года. В 2016-м году, выступая перед студентами БГТУ «Военмех», тогдашний руководитель ФДА «Росавтодор» Роман Старовойт отмечал, что эра  беспилотников - вопрос вполне обозримого будущего.  Чуть позже в Казани проходила крупная конференция, на которой не менее 100 видных специалистов отрасли  обсуждали перспективы беспилотных ТС. В последний раз этой темы профессионально коснулись в декабре прошлого года,  на юбилейной конференции в честь десятилетия ГК «Автодор».


Как видим, внедрение таких машин прорабатывается и активно обсуждается. Правда, по причине колоссальной сложности, глобальности и значимости проблемы, мы пока только на дальних подступах к ее решению. Предугадать, когда же наступит время массового производства беспилотных ТС, пока вряд ли возможно.


В чем же сложность внедрения беспилотных ТС?


Начнем с законодательства. В правилах дорожного движения сегодня не существует понятия: беспилотный транспорт. Следовательно, такие ТС попросту не имеют права выезжать на дороги общего пользования. Дорожники уже провели немало переговоров с сотрудниками ГИБДД, с целью включения пункта о беспилотных ТС в ПДД РФ, но договориться пока не удалось.


В ГИБДД просят вначале показать это «чудо техники» соответствующим экспертам в области дорожного движения, чтобы можно было его изучить, понять, что оно из себя представляет. А вносить поправки в ПДД «вслепую» ГИБДД не готово.


В свою очередь, инженеры, радеющие за создание беспилотных (или как их еще называют, автономных) транспортных средств, говорят, что не могут создавать ТС, которое потом окажется как бы «вне закона»: неясно, под какие нормы и правила оно будет подпадать. И лучше было бы сначала получить законодательно-разрешительную базу, в рамках которой потом и приступить к созданию практических образцов таких машин.


И те, и другие по-своему правы. Найти компромисс пока не получается.


Эра беспилотников: осмелимся ли мы сесть в авто без водителя - «Строим Город»

 

Где автономные машины уже поехали


Во-многом, именно «отсутствие консенсуса» является причиной того, что беспилотники пока курсируют только на закрытых территориях и специальных площадках. Например, в Москве на базе ФГУП «НАМИ» такая площадка есть. Есть она и в столице Финляндии, городе Хельсинки - на территории местного университета курсирует беспилотный автобус, который подвозит студентов до аудиторий. Этот автобус ежедневно двигается по одной и той же траектории, при этом у него есть оператор, который находится в близлежащем здании и следит за его работой. Т.е,  по сути, без человеческого контроля здесь не обошлось.


Если и другие адреса, где можно увидеть беспилотники. Например, над ними активно работают на заводе «Камаз» в Набережных Челнах. Но все эти машины сегодня выпускаются в пилотных (штучных) экземплярах. О запуске в массовое производство речи пока не идет.


«Умная» дорога или «умный» автомобиль?


Внедрение беспилотных ТС идет параллельно с развитием ИТС (интеллектуальных транспортных систем). В сентябре 2019 года этому вопросу была посвящена специализированная конференция, участники, которой обсуждали вопрос, по какому пути дальше развивать беспилотники?  Или работать над моделью «умной» дороги, или делать «сверхумный» автомобиль. Это ключевой вопрос, от ответа на который будет зависеть, как станут выглядеть наши трассы через пару десятков лет.


В случае сверхумной дорожной инфраструктуры, вся дорожная сеть, по которой смогут ездить такие ТС, должна будет укомплектовываться всем перечнем необходимого оборудования в рамках ИТС.  Это и наличие сверхскоростного интернета для передачи данных между автомобилем и дорогой. И множество систем мониторинга ситуации на дороге: с задействованием метеостанций, датчиков контроля идущего трафика, систем управления светофорами и других элементов ИТС.


То есть, управлять авто будет дорога! Она будет задавать ему нужную скорость, тормозить на светофорах, выдерживать дистанцию между машинами в ряду идущих ТС и многое другое.  Т.е авто подключается к интеллектуальной системе слежения и едет под ее управлением. При этом варианте, как прикидывают эксперты, цена ТС будет намного ниже, чем если бы автомобиль сам собой управлял. К тому же,  на дорожной сети РФ уже работает немало различных ИТС (правда, для беспилотников их пока недостаточно).


При втором варианте беспилотник будет управлять своим движением самостоятельно. Это будет сверхсовременный компьютер, с техническим зрением и искусственным интеллектом. Но тогда становится несложно понять, что стоить такое ТС будет очень немало - на сегодня сложно назвать даже примерную цифру. 


 

Сразу встает вопрос, какой смысл запускать в серийное производство ТС, которые смогут себе позволить лишь единицы.


Даже если представить, что стоить такие машины будут, как хорошая иномарка, например, по 3 млн. рублей, то все равно остается нерешенной проблема: а где такие машины обслуживать. Ведь, для них будут необходимы специальные автосервисы. А сети специализированных центров обслуживания беспилотных ТС пока, как вы понимаете, даже в проекте не существует.


Кто виноват и что делать  


Следующей сложностью внедрения беспилотников, над которой надо будет подумать отдельно, выступает неясность распределения ответственности. Т.е кто, в случае возникновения ДТП или иных внештатных ситуаций, будет отвечать за содеянное?


Ответы на сакраментальный вопрос – кто виноват – могут быть разные. Вариант первый: виноват производитель авто (но кто в таком случае захочет производить ТС, а потом быть за все это многообразие в ответе). Вариант второй: виновата дорожная инфраструктура, точнее, отвечающие за нее дорожные ведомства. Но тут надо понимать, что эти ведомства вряд ли обрадует перспектива быть виновными за все ДТП, произошедшие на «подотчетных» дорогах. 


Любой водитель знает: на трассе может быть множество внештатных ситуаций. Все из них предугадать невозможно. Но основные из них в систему управления таких ТС все-таки должны быть внесены. Бывают ситуации, когда ДТП неизбежно, и решение нужно принимать молниеносно. Одно дело, когда, например, на дорогу неожиданно выскочил пьяный мужичок, и выходов два: или сбить человека, или съехать в кювет. Другое дело, когда выбор встает между человеком, не вовремя оказавшимся на дороге, и встречно идущим транспортом. А что, если на встречку выехал тяжело груженый КАМАЗ или автобус с детьми? И таких непредсказуемых вариантов тысячи. Все их надо прописывать в системах управления авто.


Следующая проблема - защита органов управления беспилотного ТС. Ведь если их перехватить, то на дорогах может установиться хаос с множеством аварий. Данные, передающиеся между дорожной инфраструктурой и ТС, должны быть надежно защищены. Любые возможности перехвата управления обязаны быть полностью исключены.


Еще один фактор, способный помешать продвижению беспилотного транспорта – психологический. Не каждый рискнет ехать в транспорте, где нет водителя. Возможно, поэтому, например, Московский метрополитен не планирует отказываться от машинистов - хотя известно, что за движением метропоездов следит специальный центр управления, и роль машиниста здесь лишь дублирующая.



 

Еще недавно мы не знали слова «каршеринг», а сегодня думаем о беспилотных автобусах и поездах


Помимо личного беспилотного транспорта также разрабатываются различные варианты общественных беспилотных автобусов, троллейбусов и поездов. Их проекты также имеют проблему, связанную с большим уровнем ответственности, так как перевозиться будет неограниченное число лиц.


Понятно, что сделать беспилотник, курсирующий по определенному маршруту, с огороженной зоной движения, - это одно. А реально выпустить его на дороги со сложным трафиком, - это другое. Словом, любые проработки этой темы порождают больше вопросов, чем ответов. Мы рассмотрели только самые основные.


Тем не менее, эра беспилотников все-таки приближается. Можно не верить в их перспективы, но когда серьезные деловые люди в официальной обстановке снова и снова поднимают эту тему, то поневоле поверишь, что это уже далеко не фантастика.  Ведь еще всего несколько лет назад мы не знали слова «каршеринг» а сейчас он, по сути, является полноправным видом общественного транспорта, наравне с такси. 


Так что, по всей видимости, беспилотных машин на наших дорогах ждать осталось не так уж долго.


Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации