Начали строить жилье среди корпусов «Вагонмаша» на Заставской - «Свежие новости строительства»
На Заставской улице началось строительство жилого комплекса «Московские ворота» от ЛенспецСМУ. «Карповка» узнала, что там появится детсад-цех и школа, похожая на девятиэтажку-«корабль».
Сейчас территорией обанкротившегося завода «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115 (выходит на Заставскую улицу и улицу Глеба Успенского), владеет ООО «ЖК „Московский“», аффилированное с холдингом «Эталон». Прежде там были корпуса Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, построенные в 1897–1899 годах по проекту архитектора Николая Архангельского.
Многие из них были памятниками. Однако после экспертизы Елены Лущеко из ООО «АРС», проводившейся по заказу «Эталона», половину построек сняли с государственной охраны. В 2013 году в рамках подготовки для строительства их снесла группа «Размах». Правда, по данным самих демонтажников, сохранены были, однако, не только три здания-памятника, но и «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документально не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы — красивые ансамбли — образцы промышленной архитектуры».
В мае проект жилого комплекса «Московские ворота» презентовало ЛенспецСМУ, входящее в «Эталон». Тогда было заявлено, что в зданиях-памятниках разместятся социальные объекты — школа и детский сад. Правда, иных важных подробностей тогда озвучено не было.
Сейчас строительство уже началось, зафиксировал сегодня корреспондент «Карповки». При этом нам неизвестно, чтобы структуры «Эталона» получали разрешение на начало работ. По-видимому, как и в случае с практически всеми объектами ЛенспецСМУ, стройка идет незаконно.
В распоряжении «Карповки» оказались изображения будущего комплекса. Проект выполнило ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова». Гендиректор фирмы Андрей Шаров сегодня признался «Карповке», что совмещать краснокирпичную и современную архитектуру было интересно.
Квартал получился разделенным на три зоны. Исторические дома Московского проспекта остались нетронутыми, вдоль продолжения Варшавской улицы будет плотная новая застройка, состоящая из пяти высотных корпусов. А между ними образуется «буферная зона», где разместятся детский сад и школа. В оба соцобъекта вмонтируют цехи-памятники. Архитектор назвал будущие здания «миксом нового и старого».
«Я считаю, что было необходимо оставить память об этом заводе, о том, что существовало до нас. Там имеет смысл делать общественные здания, потому что их легче сопрячь с историческими остатками заводских корпусов, чем делать жилые дома, которые совершенно в эту тему не вписываются. Или надо делать здания очень незначительной этажности, но тогда не работает экономика», — пояснил Андрей Шаров.
Под детский сад будет отдано бывшее производственное здание под литерой З, снятое с охраны по экспертизе фирмы «АРС» (по словам Елены Лущеко, оно «полностью перестроено после войны — в него попала бомба»). Корпус сохранит свою интересную форму: он состоит фактически из двух отдельных строений, совмещенных более поздней пристройкой, причем один из них имеет срезанный угол. Садик расположится ближе к Заставской улице.
Улица Глеба Успенского будет упираться в школу. Она включит в себя два бывших памятника — под литерой Э (за домом 127 по Московскому; по словам госпожи Лущеко, его сняли с охраны, потому что оно было «встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад») и под литерой Щ (за домом 125; оно «в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено»).
Судя по проекту, если флигель Э более-менее сохранится, то от Щ оставят только фасад, причем на отдалении от школы. Некоторые старые фасады запланировано вписать в интерьеры образовательного учреждения. Новый же объем будет внешне максимально простой: у журналиста «Карповки» возникло ощущение, что это кусок дома-«корабля».
«Это не намек на дома-„корабли“, это намек на конструктивизм. Это в общем-то тот единственный стиль, которым по-серьезному надо нам гордиться. Это лучше, чем какой-нибудь другой стиль. Барокко бы здесь совсем плохо получился», — отметил Андрей Шаров.