Битумная перспектива российских дорог - «Строим Дороги» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Дороги » Битумная перспектива российских дорог - «Строим Дороги»
Битумная перспектива российских дорог - «Строим Дороги»
В Санкт-Петербурге прошла ставшая уже юбилейной десятая межотраслевая конференция «PRO битум и ПБВ». В рамках конференции генеральный директор «Газпромнефть-Битумные материалы» Дмитрий Орлов познакомил участников мероприятия с положением дел на рынке дорожного битума и полимерных битумных вяжущих,



В Санкт-Петербурге прошла ставшая уже юбилейной десятая межотраслевая конференция «PRO битум и ПБВ». В рамках конференции генеральный директор «Газпромнефть-Битумные материалы» Дмитрий Орлов познакомил участников мероприятия с положением дел на рынке дорожного битума и полимерных битумных вяжущих, подвел итоги и обрисовал перспективы отрасли до 2032 года. Материал подготовлен по итогам его выступления.


Первый асфальтобетон появился на Волоколамской трассе в 1927 году


2022-й год для дорожной отрасли знаковый. Ведь 1 июня 1722 года считается началом дорожного строительства в России. Тогда, 300 лет назад, был издан указ Сената о постройке грунтовой «першпективной» дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. По тем временам это был исключительный по масштабу проект, осуществление которого длилось 34 года. До первого применения органических вяжущих и развития дорог с жестким покрытием оставалось целых 200 лет.


Освоение жесткого дорожного покрытия началось лишь в 20-х годах прошлого века. Тогда уже существовали автомобили, но по грунтовым дорогам ездить на них было не комфортно. Именно тогда начали появляться первые органические вяжущие, первые битумные эмульсии, первые гудронаторы и битумовозы, а также заводы для производства асфальтобетонных смесей.


Первые 80 м асфальтобетона были уложены на Волоколамском шоссе в 1927 году.  Вскоре асфальтобетонные, бетонные и железобетонные участки дорог появились под Ленинградом, в Баку, Ялте и Туапсе. С тех пор, за почти сто лет, произошло много чего. Но особенно мощный толчок для развития отрасль, безусловно, получила в последние 10 лет.


Что изменилось за это время? Во-первых, выросло количество автомобилей: сегодня на российских дорогах насчитывается около 50 млн. легковых ТС, в 2012 году их было 39 млн. Больше стало и грузовых авто - 7 млн (в 2012-м их было 6 млн). В целом, за период с 2012 года автопарк увеличился на 27%.


Не отставал и рост протяженности автодорог. В 2022 году в РФ их совокупная длина составляет около 1.6 млн километров. Для сравнения, в 2012 году этот показатель близился к 1.3 млн километров.


Выросла не только протяженность, но и качество сети. Если в 2012 году доля федеральных дорог, соответствующих нормативу, составляла 40 процентов, то в нынешнем году этот показатель уже равен 85 процентам. 


Правда, на дорогах регионального и межмуниципального значения рост не такой впечатляющий. С 2012 года доля дорог, находящихся в нормативном состоянии, выросла только на 9 процентов: с 37 процентов до 46 процентов. Сегодня основное внимание отрасли сосредоточено именно на улучшении региональной сети. Через несколько лет этот показатель планируется значительно увеличить.  


Разумеется, таких результатов вряд ли удалось бы достичь без применения современных высококачественных технологий и материалов, а именно, дорожного битума и полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). 


Битум: итоги и перспективы


Сегодня Россия в достаточной степени обеспечена битумными мощностями. Битумное производство активно развивается. С 2010 года его общая мощность увеличилась с 12.2 до 14.3 млн тонн в год. 


Между тем, еще есть потенциал. По итогам прошлого года битумные мощности в среднем по стране были загружены лишь на 60%. Если посмотреть по федеральным округам, то ситуация в них очень разная. Например, в ЦФО загрузка битумных мощностей составляла 78%.  В ПФО она была ниже - 61%, в ЮФО всего 14%. А в ДФО, УФО и СКФО ее не было совсем, там этот показатель составляет 0%.


Еще одним важным показателем является динамика роста мощностей битумных терминалов: с 2010 года они удвоились. В 2010 году терминалы могли вместить 0.7 млн тонн битума, а в 2021-м они смогли принять уже 1.4 млн тонн на единовременное хранение. Такая тенденция гарантирует поставки битумов даже на растущий рынок.



Битумная перспектива российских дорог - «Строим Дороги»


  


Только в прошлом году в РФ было произведено более 8 млн тонн битумов. По сравнению с 2010 годом рост производства составил 76%. По итогам 2021 года в стране было продано 7.4 млн тонн битумов. Доля экспорта составила чуть менее 10% от общего объёма производства.


В 2021 году 65% производителей увеличили выпуск битумов по сравнению с показателями 2020 года. Среди крупнейших игроков в 2021 увеличили свои показатели: "Газпром нефть" - произвела на 344 тысячи тонн больше, чем в 2020-м году, «Роснефть» - произвела больше на 104 тысячи тонн. Правда, у «Лукойл» объёмы производства, наоборот, понизились на 36 тысяч тонн. Остальные производители в общей массе произвели на 268 тысяч тонн битума больше, чем 2020 году. 


ПБВ: динамика рынка


На рынке ПБВ тоже была зафиксирована хорошая динамика. Для сравнения, в 2010 году было произведено 28 тысяч тонн битумно-вяжущих. А по итогам прошлого, 2021-го, года - уже 846 тысяч тонн ПБВ. Следовательно, за последние 10 с лишним лет объём производства ПБВ увеличился в 30 раз! Стоит отметить, что в прошлом году на в данном сегменте рынка появился новый игрок - компания «Лукойл» на своем нижегородском заводе начала выпуск ПБВ.


Рыночная доля реализации ПБВ на внутреннем рынке по итогам прошлого года составила 595 тысяч тонн, из которых 41% рынка заняла «Роснефть», 37% реализовала «Газпром нефть», 3% в первый год работы выпало на долю нового игрока компании «Лукойл» и 19% разошлись между другими производителями данного продукта.


Необходимо добавить, что отечественные ПБВ по итогам прошлого года хорошо себя зарекомендовали и на международном рынке. Объем экспорта составил 251 тысячи тонн или около 30% от произведенного за год количества ПБВ.


В среднем, в объёме общего битумного производства доля ПБВ увеличилась на 1%. С 2010 года доля производства ПБВ увеличилась с 0.6% до 10.4%. Россия в этом плане становится все ближе к среднемировому показателю, который составляет 13%. Для сравнения, в Европе этот показатель равен 19%, в Северной Америке - 18%, на Ближнем Востоке и в Африке - 6%, в странах Азии - 9%. 


Банкротств терминалов приведет к дефициту битума


Новая реальность заставляет действовать крайне динамично. Предпосылки и алгоритмы, которые действовали еще вчера, больше определяющими не являются. Строить какие-либо прогнозы по ценообразованию в сегодняшних условиях достаточно сложно. Тем не менее, понимая важность контроля стоимости строительства, участники рынка находятся в постоянном диалоге друг с другом.  В частности, 16.03.2022 прошло совещание в Минтрансе РФ по вопросу предотвращения роста цен на дорожный битум на внутреннем рынке. Несколькими днями позже на площадке ФАС РФ вопрос ценообразование битумов также был в фокусе внимания.





 


Итак, суммарная мощность битумного производства в РФ составляет 14.3 млн тонн. По сути, это чуть больше 1 млн тонн в месяц. При этом в активный дорожный сезон спрос может составлять 1.5, а иногда приближаться к 2 млн тонн в месяц. Выработанная десятилетиями мировая модель рынка представляет собой заполнение битумных терминалов в зимний (низкий) сезон для последующей реализации битума в летний (высокий) сезон. В РФ такая практика стала нормой лишь несколько лет назад. Цена реализации с терминалов учитывает стоимость хранения, рентабельность владельцев, стоимость денежных средств, вложенных операторами терминалов в низкий сезон. Получается, стоимость битума складывается из цены битума, цены хранения и стоимости денег.


Разбалансировка этой модели может привезти к банкротству терминалов, сокращению мощностей хранения и дефициту предложения битума в высокий сезон. В среднем, 95% битума, выпущенного в низкий сезон, используется в высокий.


Пока цены удается сдерживать. Апрельская цена на битум 2022 года сопоставима с ценой ноября прошлого года. Она пребывает в диапазоне от 25 до 27 тысяч рублей за тонну с НДС. Предпосылок к серьезному росту стоимости вроде бы пока нет.


Какой сценарий реальнее


Обсуждая перспективные планы на период до 2032 года, целесообразно сказать о двух сценариях: базовом (позитивном) и альтернативном (негативном). В базовый закладывается реализация транспортной стратегии и национальных проектов по дорожному строительству в полном объёме. По этой оценке, объём производства битумов в РФ к 2032 году превысит 9 млн тонн в год. А мощности для хранения битумов к 2032 году смогут принять 1.8 млн тонн.  Т.е., при благоприятном прогнозе к 2032 году объём производства битумов возрастет на 11%, производство ПБВ увеличится на 71%.


При негативном сценарии существенное влияние на отрасль могут оказать новые вызовы: макроэкономические, финансовые, технологические. В этом случае вполне возможно снижение объёмов строительства и производства битумов. По аналогии с ситуациями 2015-2016 годов, когда на протяжении двух лет объёмы производства падали.   По этому прогнозу ожидаются отклонения от плановых объёмов дорожного строительства. Они связаны с появлением различных рисков по импортозамещению технологического и промышленного оборудования, материалов и сырьевых компонентов; волатильностью кредитной политики. Правда, как уже не раз наблюдалось, снижение объёмов ремонтов и дорожного строительства всегда приводит к эффекту отложенного спроса. Поэтому на 10-летнем горизонте мы наверняка увидим объёмы производства битумов свыше 9 млн тонн и более 1.5 млн тонн ПБВ в год.


Подготовил Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации