В объезд столицы: долго ли ЦКАД будет оставаться вне конкуренции - «Строим Дороги» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Дороги » В объезд столицы: долго ли ЦКАД будет оставаться вне конкуренции - «Строим Дороги»
В объезд столицы: долго ли ЦКАД будет оставаться вне конкуренции - «Строим Дороги»
Этот материал был сделан в буквальном смысле «с колес». Автор прокатился по центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), чтобы поделиться c читателями собственными впечатлениями и рассказать о нюансах и особенностях одной из новых транспортных артерий Московской области. Идея путешествия возникла



Этот материал был сделан в буквальном смысле «с колес». Автор прокатился по центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), чтобы поделиться c читателями собственными впечатлениями и рассказать о нюансах и особенностях одной из новых транспортных артерий Московской области. Идея путешествия возникла из-за отсутствия максимально полной информации об одной из ключевых трасс региона. У автомобилистов до сих пор нет исчерпывающих ответов на многие вопросы, касающиеся движение по этой магистрали. Автор этих строк находил эти ответы уже в процессе самого путешествия.


Проезд по ЦКАД имеет слои сложности и особенности. Кроме того, скоро у ЦКАД появится конкурент - трасса ЮЛА, которая также строится в Московской области и также берет на себя «обязанность» разгрузить Москву и Московскую кольцевую автодорогу. Зачем Московской области две трассы, и какая из них окажется больше приспособленной для объездного маневра вокруг Москвы? Начнем наше исследование с путешествия по ЦКАД.


Должна была разгрузить МКАД


Идея ЦКАД родилась в 2005 году, а проектирование началось через три года, в 2008-м. И в 2014-м подрядчики уже приступили к ее строительству. Открытие всего «кольца» состоялось в 2021-м, хотя инфраструктура дороги еще полностью не завершена - предполагается построить несколько дополнительных съездов с автобана. 


В объезд столицы: долго ли ЦКАД будет оставаться вне конкуренции - «Строим Дороги»

 

Протяженность ЦКАД на сегодня составляет 336,5 км (288 км - новое строительство, и 48,5 км - реконструкция). В период активных строительных работ на ЦКАД было задействовано более 15 000 человек и более 3 000 единиц механизированной техники ежедневно. Сроки завершения строительства неоднократно сдвигались, а стоимость дороги пересматривалась в сторону увеличения, из-за чего объект приобрел скандальную славу. 


Первоначально открытие ЦКАД планировалось к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В итоге, оно сдвинулось на три года. Стоимость реализации проекта после всех подорожаний составила около 341 млрд рублей, то есть, примерно 1 млрд рублей за 1 километр дорожного полотна.


ЦКАД «А-113» проходит по территории Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 километров от МКАД. Она располагается параллельно Малому (А-107, «Московское малое кольцо») и Большому (А-108 «Московское большое кольцо») кольцу. Ключевой целью ЦКАД объявлялась разгрузка МКАД и улично-дорожной сети Москвы от транзитного транспорта.  Чтобы, например, автомобиль, следовавший из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, уходил на ЦКАД еще до Зеленограда и выезжал на Горьковское шоссе уже после Ногинска, тем самым, не попадая в «московские пробки». 



 

Для жителей Подмосковья с введением ЦКАД также появились некоторые плюсы: дорога не только улучшила логистику между районами региона, но и обеспечила регион новыми рабочими местами. Вдоль трассы активно начали строиться логистические и складские комплексы. Появились автозаправки и придорожные кафе.


Для москвичей в ряде случаев тоже удобнее и быстрее объехать пробки по ЦКАД. 


Перед праздничными выходными по случаю Дня России 10 июня 2022 года максимальное число проездов в день через рамки взимания платы (РВП) Центральной кольцевой дороги составило 324 595 единицы. А общий трафик в июне составил 20 462 авт/сут. Можно смело сказать, что не будь ЦКАДа, большинство из этих ТС ушли бы на МКАД или направились бы через Москву, серьезно усложнив и так непростую дорожную обстановку на улицах столицы.


Едем по трассе


...Наше путешествие началось от аэропорта Шереметьево. Отсюда на ЦКАД можно попасть с трасс М-11 и М-10. Если ехать с М-11, то можно вывернуть на обе стороны ЦКАД, т.е. на 5-й и 3-й пусковые комплексы (всего их 5). Правда, в этом случае придется заплатить и за проезд по небольшому участку М-11. 



 

С трассы М-10 съезда со стороны Москвы нет.  При движении из Москвы необходимо будет развернуться, а заезд станет возможен лишь    на одну из сторон - на 5-й пусковой комплекс. Кстати, с бесплатной дороги можно въехать только на бесплатный участок ЦКАДа. Его протяженность составляет 76,5 км (28 были построены «с нуля», остальные 48 образовались благодаря реконструкции существующей трассы А-107). Согласно нормам законодательства, существование платной дороги возможно только в случае наличия бесплатной альтернативной дороги. Так как альтернативы 5-му пусковому комплексу пока нет, он эксплуатируется на бесплатной основе.   Остальные участки ЦКАД дублируются вышеупомянутой А-107, поэтому проезд по ним является платным. 


Поездку по ЦКАД было решено начать с бесплатного участка. На него мы въехали с М-10.  Не зная дороги и без навигатора найти этот въезд крайне сложно. На дороге нет никаких указателей. При заезде на сам ЦКАД тоже никаких обозначений нами замечено не было. На то, что мы уже на ЦКАД, указывал лишь навигатор. Далее стали появляться очертания принадлежности дороги к ГК «Автодор». Это можно было понять по выполненным в оранжевом цвете остановкам общественного транспорта и наличию оранжевых блоков на шумозащитных экранах - для ГК «Автодор» оранжевый цвет считается брендовым.


Бесплатный участок ЦКАД является четырехполосным – встречные полосы разделяет барьерное ограждение.  Для сравнения, бесплатный дублер А-107 таких ограждений не имеет.  Здесь присутствуют светофоры и одноуровневые развязки, что характерно только для бесплатной дороги.  АЗС и прочая придорожная инфраструктура имеется только вблизи дороги, но на съездах ее нет.


И снова о навигации – на некоторых участках она не выдерживает никакой критики.  Мы двигались по ЦКАД, не планируя съезжать с трассы, и не заметили, как оказались на Минском шоссе. Совершенно непонятный съезд: до последнего казалось, что никуда не поворачивали.   Как потом выяснилось, надо было держаться левее, а мы двигались в правом ряду.  Да, но только согласно ПДД РФ, при свободном правом ряде необходимо двигаться в нем. Те, кто разрабатывал дорожную сетку в этом месте, вероятно, этого не учли.


При обратном въезде на ЦКАД минут 20 пришлось постоять в «пробке». Кстати, и на самом бесплатном участке проехали не без них. На некоторых светофорах пришлось постоять весьма прилично.  Да и, в общем, редко удавалось разогнаться выше 80 километров в час, а если и удавалось, то очень ненадолго.  Много камер, о которых постоянно напоминал навигатор. И много грузовиков: стоит хоть немного разогнать машину, сразу догоняешь впереди идущий большегруз.


Сам бесплатный участок ничем не порадовал и не впечатлил. От хорошей региональной дороги его отличает лишь наличие разделительных ограждений и шумозащитных экранов.



 

Как платить


Наконец, добрались до 1-го пускового комплекса, уже эксплуатируемого на платной основе. На платном участке езда приняла несколько более комфортный характер. Если к бесплатной части дороги особые требования предъявлять сложно, то платная уже должна соответствовать более высоким стандартам.


ЦКАД оборудован системой «свободный поток», благодаря которой на дороге полностью отсутствуют какие-либо шлагбаумы и пункты оплаты.  О платности предупреждает лишь навигатор и писк транспондера во время списания средств.  С одной стороны, конечно, очень удобно не тратить время на проезд через пункты взимания платы.   Для сравнения, в Санкт-Петербурге на ЗСД (Западном скоростном диаметре) эти рамки находятся прямо посреди дороги на каждом новом платном участке пути, что несомненно, тормозит движение.  С другой стороны, на ЗСД есть возможность оплаты наличными сразу на месте.  В случае с ЦКАДом, оплата наличными невозможна. При проезде без транспондера специальная система считывает номер ТС и выставляет счет, который потом необходимо оплатить на сайте  https://pays.avtodor-tr.ru/ckad/payment-of-debt/. На это дается 5 дней. В случае неоплаты в срок вам идут штрафные санкции.


На первый взгляд, все понятно. Но человек ведь может банально не знать эти правила проезда. Например, какой-нибудь житель Псковской области, особенно пенсионного возраста, захочет навестить родственников, например, в вышеназванном Нижнем Новгороде.  Заедет он на ЦКАД с М-9, съедет на М-7. Да, навигатор скажет: впереди платный участок.  Но где и как платить, этот человек может так и не понять.  Он проедет и подумает: «...А кассы-то я и не видел, где касса-то была?»  А потом этому несчастному пенсионеру прилетит «письмо счастья». С крупным штрафом.



 

А где же площадки для отдыха?


Конечно, ЦКАД с М-11 сравнивать не стоит.  По М-11 обычно едут длительно. По ЦКАД вряд ли кто-то проезжает более 150 км за один раз. Но это тоже расстояние.  При этом, в отличие от М-11, здесь нет никакой информации о наличии площадок для отдыха. Мы проехали несколько таких площадок, просто не успев на них вывернуть, так как при скорости в 120 км/ч резко заворачивать себе дороже.


Увидеть эти площадки можно лишь в последний момент, и то по наличию стоящих там грузовиков.  На третью такую площадку все же удалось заехать, специально двигаясь справа и на скорости 80 км/ч. Возникает вопрос, почему нельзя было предварительно про информировать водителей об этих площадках? Для сравнения, на М-11 такая предупреждающая информация есть.


На самих площадках также ничего не оборудовано. Неработающий туалет и мусорный контейнер. Нет даже скамеек.   На той же М-11 (трасса Москва-Санкт-Петербург) на этих площадках существуют беседки, чтобы отдохнуть, перекусить. Есть туалет с теплой водой и т д.


И это еще не все. По ходу движения не было замечено ни одной АСЗ, кафе или иных объектов придорожного сервиса.  Ну это же не сибирский автозимник, где все надо иметь с собой. Получается, если хочешь заправиться или поесть – съезжай с трассы!


Съехали мы в районе аэропорта Домодедово и направились в город. Весьма незаметно попали на М-4, за проезд по которой тоже пришлось заплатить, о чем узнали уже потом, проверяя баланс транспондера.




С ветерком!  


О скорости. На платном участке она, естественно, быстрее. Но приходится постоянно обгонять движущиеся грузовики.  Или лететь в левом ряду, но это не всегда удобно, потому что дорога все же имеет закругление. Мы разогнались до 140 км/ч - дальше решили не рисковать.


Подведем итоги. Ездить по ЦКАД можно или по навигатору, или четко знаю дорогу. С существующей сейчас на ЦКАД навигацией ориентироваться лишь на существующие указатели не представляется возможным. 


Бесплатный участок не гарантирует быструю езду и отсутствие пробок.


Заезжая на ЦКАД, надо быть уверенным в необходимом количестве бензина.


Площадки для отдыха необходимо высматривать, медленно двигаясь в правом ряду. Некоторые платные участки ЦКАД проходят по близости от бесплатного аналога. При острой необходимости можно свернуть на него – скорость, конечно, будет не та, но можно сэкономить.  


В случаи возникновения внештатных ситуаций на ЦКАДе действует служба аварийных комиссаров, вызываемая по номеру  +7 (800) 707-23-23 или *2323. Время их прибытия не должно превышать 12 минут. При любых проблемных ситуациях к ним можно обращаться.  Но вдоль дороги табличек с этими номерами телефонов нами замечено не было. 


На ЦКАД работает специальный центр управления движением, который 24/7 в режиме реального времени мониторит все происходящее на дороге. В случае ЧП, по идее, можно даже не вызывать аварийных комиссаров – центр управления должен отследить аварийную ситуацию и помочь.  Например, увидеть остановившееся на дороге ТС.


 Как уже говорилось, мы проехали не всю дорогу, а только ее половину. Трасса не однородна: ее строили разные подрядчики.  Есть некоторые шероховатости с организацией движения, но, в общем и целом, дорога оставляет все же больше позитивных, чем негативных эмоций.


...Кто бы мог подумать, но и у дорог могут быть конкуренты. Буквально 16 августа губернатор Московской области Андрей Воробьев анонсировал готовность к 2025 году Южно-Лыткаринской автодороги (ЮЛА).     Она будет проходить по Московской области между МКАДом и ЦКАДом.  Отмечается, что по ней для проезда из Старой Купавны до Домодедово будет достаточно одного часа, а не двух с половиной, как сегодня. По сути, строится конкурент ЦКАД.  «ЮЛА» пройдет по маршруту Солнцево - Бутово - Видное - Каширское шоссе - Молоково - Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный. Стоимость реализации проекта составляет 156,8 млрд рублей. Правда, цена проезда анонсирована существенная - 10 рублей за 1 км. Так что платные магистрали скоро ожидает конкурентная борьба за пользователя.


В следующих выпусках мы обязательно расскажем о трассе ЮЛА более подробно. Следите за нашими публикациями.


Станислав ДОНИН



С правилами оплаты проезда по ЦКАД можно подробнее ознакомиться по адресу https://avtodor-tr.ru/files/tariff_pdf/tariff-ckad.pdf


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации