Южный кластер: на море скоро будем ездить по-другому - «Строим Дороги» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Строим Дороги » Южный кластер: на море скоро будем ездить по-другому - «Строим Дороги»
Южный кластер: на море скоро будем ездить по-другому - «Строим Дороги»
Платные дороги у нас в стране строят, в основном, в пределах Московского региона. Исключение составляют разве что платная трасса до Санкт-Петербурга, трасса «Дон» на отдельных участках. На прошедшей недавно в Москве «Транспортной неделе-2022» ГК «Автодор» презентовала концепцию будущей платной



Платные дороги у нас в стране строят, в основном, в пределах Московского региона. Исключение составляют разве что платная трасса до Санкт-Петербурга, трасса «Дон» на отдельных участках. На прошедшей недавно в Москве «Транспортной неделе-2022» ГК «Автодор» презентовала концепцию будущей платной дороги под рабочим названием Южный кластер, которая пройдет в Краснодарском крае. Учитывая сложнейший конструктив и запредельную стоимость новой дороги, можно предположить, что это будет один из знаковых проектов ближайшего года.


Дорога-испытание


По состоянию на сегодня автодорога А-147 по сути является единственной от города Джубга до города Сочи, т.е. единственной транспортной артерией вдоль черноморского побережья Краснодарского края.  Она уже давно не справляется с существующей нагрузкой и передвижение по ней никак нельзя назвать безопасным, быстрым и комфортным.  Несмотря на относительно небольшую протяженность в 171 км, время их преодоления, в среднем, составляет 7 часов. Иногда доходит и до 9.


Дорога крайне извилистая и сложная. Средняя скорость движения в моменты пиковой нагрузки в курортный сезон на многих участков не превышает 30 км в час. Средняя интенсивность движения составляет около 35 тысяч автомобилей в сутки. А на участке от центра Сочи до микрорайона Адлер интенсивность движения может составлять и более 75 тысяч машин в сутки. Для сравнения, на участке М-11 от Москвы до аэропорта Шереметьева среднесуточная интенсивность движения составляет примерно 40 тысяч автомобилей. Но там дорога высшей технической категории, широкая и ровная, а А-147 представляет собой двухполосный извилистый серпантин.


Проблема существует и известна давно, но учитывая горную местность и природоохранную зону до недавнего времени реконструировать данную дорогу не представлялось возможным.  Под олимпийские игры в Сочи-2014 и чемпионат мира по футболу 2018 в Сочи и его окрестностях было построено немало объектов, в том числе, и автомобильных дорог. Но до реконструкции А-147 или строительства ее дублера тогда дело так и не дошло.


 Учитывая специфику региона, признаем: проблемный участок дороги является головной болью не только жителей города, но и для многочисленный туристов.  Даже если они едут с Дальнего Востока, последние 171 км в пути до Сочи являются для них не путешествием, а испытанием. Несложно понять: некоторые из-за этого выбирают другие места для летнего отдыха. 


Южный кластер будет состоять из тоннелей и эстакад


Решение проблемы созрело только сейчас, в конце 2022 года. На «Транспортной неделе»  был представлен проект будущей платной дороги под названием «Южный кластер» протяженностью 152.3 км. Дорога будет отходить от федеральной трассы М4 «Дон» в районе города Горячий ключ и заканчиваться на участке обхода микрорайона Адлер в районе аэропорта Адлер. Трассу предполагается построить с учетом скоростного характера движения - транспорт по ней будет двигаться с разрешенной скоростью до 100 км в час.  Таким образом сокращение времени в пути составит до 7 часов, а среднее время в пути будет составлять 2 часа. Предполагается, что показатели аварийности и смертности, по сравнению с показателями существующей дороги, сократятся в 4 раза.


Планируется переключить с существующей дороги до 50% трафика. Эффект от реализации проекта оценивается в 1.5 трлн рублей. Платная эксплуатация позволит содержать дорогу на должном уровне и с должным качеством и обеспечит комфорт и удобства для пользователей.


Строительство будет разделено на 8 участков, каждый из которых будет иметь отдельное транспортное значение.  Как, собственно, и отдельную стоимость. 


Дорога будет крайне сложна в техническом плане. Южный кластер реализуется на природоохранных территориях, что накладывает свой отпечаток на проектное решение. Есть проблема с большими объёмами грунта, которые появятся при строительстве достаточно протяжённых тоннелей. Понятно, что нужно подумать о том, куда его можно вывезти с территории строительства. Возможно будет отсыпан искусственный остров - решение по этому поводу еще не найдено.


Если рассматривать техническую составляющую проекта, то здесь надо упомянуть, что почти все 152 км дороги реализуются в тоннельном и эстакадном исполнении. Высота опор будет достигать 82 метров. Аналогов предстоящему строительству почти нет.


Семь раз отмерь, и один - построй


Первоочередным участком является, участок обхода микрорайона Адлер. Он позволит быстрее доезжать до аэропорта и существенно уменьшит интенсивность движения в районах города Орел-изумруд. Протяжённость стартового участка составляет 7.8 км. Он протянется от микрорайона Кудепста до села Высокое.   На участке обхода Адлера будет заложено два тоннеля: один из них будет иметь длину 4.6 км. Уже в первый год эксплуатации данного участка по нему ожидается транспортный поток порядка 22 тысяч автомобилей в сутки. 22% трафика переключится с существующей дороги.


Следующий участок — третья очередь обхода города Сочи, его протяженность - 13.6 км. Сокращение времени в пути - 46 минут.  На этом участке ожидается порядка 24 тысяч авто в сутки. Планируется 2.5 км мостов  и 5.5 км тоннелей. Участок является не менее важным, чем обход Адлера, но с точки зрения приоритетов он будет построен вторым. 


Третий участок - обход города Туапсе протяженностью 16,47 км. Сокращение времени в пути составит 40 минут.  Крайне непростой с точки зрение географических параметров участок: высота опор здесь будет достигать 82 метров. Летом там ожидается 18 тысяч автомобилей в сутки и 38% переключения трафика с А-147.


Четвертый участок пройдет от города Горячий ключ до села Агой - здесь будет возможность съехать с М4 «Дон» и добраться до обхода Туапсе. Участок наиболее протяженный - 58.9 км. Сокращение времени в пути составит 90 минут. На нем планируется 53 пары мостовых сооружений. Строительство будет проходить в очень сложном рельефе. Здесь запроектирован 1 тоннель протяженностью 2.32 км. и 18.2 км мостов.  На участке в сезон ожидается 10 тысяч автомобилей и 22% переключения трафика с существующей дороги.


Пятый участок - обход микрорайона Лазаревское протяжённостью 9.53 км: сокращение времени в пути составит 19 минут, интенсивность движения - 17 тысяч авто в сутки и 45% переключение трафика. Здесь будут возведены 8 мостов на 3.82 км и 4 тоннеля на 4.20 км.


Шестой участок от села Шепси до села Мамедова щель предполагает интенсивность транспорта 19 тысяч машин в сутки, 48% переключения трафика. Здесь будет 15 мостов протяженностью 7.88 км и 3 тоннеля (5.69 км).


Седьмой участок от села Волхонка до микрорайона Нижняя Хобза будет иметь протяженность 25.4 км. Сокращение времени в пути- 40 км, интенсивность движения летом - 17 тысяч машин. На перегоне построят 20 мостов протяженностью 11.4 км и 7 тоннелей длиной 7.53 км.


И восьмой участок — это практически не участок, а тоннель и мост через реку Сочи протяженностью 3.01 км. 


Проект пока «сырой», но активно дорабатывается


Большую помощь при подготовке проекта оказали сотрудники Министерства природных ресурсов. Они нашли решения, которые без серьезных корректировок нормативного законодательства позволили обеспечить прохождения маршрута через особо охраняемые природные территории.


Но проект еще «сырой». Еще не определено каким образом, с точки зрения правовой и финансовой, он планируется к реализации. Возможно, это будет ГЧП с заключением концессионного соглашения - финального решения пока нет. Но можно предполагать, что объекты, имеющие самостоятельное транспортное значение, могут быть самостоятельно реализованы с точки зрения организационно-правовой схемы. 


К детальному проектирование и строительству первоочередного участка новой дороги планируется приступить уже в будущем году.  Готовность первого отрезка ожидается к 2026 году.


Стоимость строительства и стоимость проезда пока точно не определены. Но учитывая, что почти вся дорога планируется из тоннелей и эстакад, цена проекта будет космическая. Соответственно, и дешевого проезда по ней ждать не стоит. Для сравнения, такая дорога существует в Испании: там от Барселоны до Салоу можно ехать по бесплатной дороге вдоль моря, а можно заплатить и доехать по платной - гораздо быстрее. Теперь такая перспектива  появится и у нас.


Станислав ДОНИН


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации