Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства» » Строим Сегодня.
Строим Сегодня: новости строительства и дизайна » Технологии строительства » Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства»
Арктический гектар: новые вехи в строительстве на Крайнем Севере - «Технологии строительства»
Россия стремится создать в Заполярье не только инженерную инфраструктуру, уверенное транспортное сообщение, но и обширные обжитые массивы Не секрет, что Россия активно увеличивает свое присутствие в Арктике, создает новую инфраструктуру. Цель создания опорных точек за Полярным кругом очень



Россия стремится создать в Заполярье не только инженерную инфраструктуру, уверенное транспортное сообщение, но и обширные обжитые массивы


Не секрет, что Россия активно увеличивает свое присутствие в Арктике, создает новую инфраструктуру. Цель создания опорных точек за Полярным кругом очень заманчивая – сделать из Северного морского пути международный торговый коридор из Азии в Европу, который был бы легче и короче,  чем путь через Индийский океан и Суэцкий канал.


Развитие в этом направлении есть и нешуточное. Ледовая эпопея – навигационный сезон Северного морского пути продолжался в этом году с 1 июля по 30 ноября и уже можно подвести первые итоги. Цифры товарооборота по студеным морским трассам превзошли планируемые в национальном проекте "Развитие Северного морского пути". Порядка сотни ледовых проводок сделали свое дело - целевой лимит в 32 млн тонн груза выбран полностью, хотя работы по перевалке и учету грузов еще продолжаются. По словам генерального директора ФГБУ "ГлавСевморпуть" Сергея Зыбко грузопоток к концу декабря может достичь 34 миллионов тонн.


И если с грузами все хорошо, то как идут дела с освоением Заполярья в плане строительства? И что может предложить Арктика простым россиянам в плане жилых программ? Об этом мы и расскажем сегодня.



Экомониторинг


Первое, что нужно сделать для масштабного обживания Арктики - проверить ее безопасность и естественные ресурсы, которые имеются в наличии.  В декабре стало известно, что Россией будет усилен экомониторинг Севморпути. Об этом совместно заявили Росатом (он отвечает за СМП) и Минприроды.



 Фото:freepik.com

Они же возьмутся за архитектуру и наполнение системы экологического контроля в северных морях. Информсистема позволит собирать, хранить и анализировать данные о загрязнениях в акватории великого северного пути. Предполагается, что к апрелю 2023 создание концепции будет закончено, а  саму систему начнут строить в 2024.


Сейчас Росатом и Центр морских исследований МГУ уже проводят экологическое исследование акватории, в него вовлечены 50 комплексных станций от Мурманска до Чукотки, 60 сотрудников (по меркам Арктики – немало)  и 15 организаций. Исследования проводились и с помощью судов,  которые для этого прошли по арктическим морям  порядка 5 тыс. морских миль.


Каждый ледокол - в строку


Кстати, о кораблях - 22 ноября ледокольный флот страны пополнился новым экземпляром. Балтийским заводом спущен на воду универсальный атомный ледокол «Якутия». На еще одном новеньком ледоколе – «Урал» - был поднят флаг.


Специалисты «Атомфлота» уверены – строить таких ледоколов нужно больше. Ведь по подсчетам экспертов, для того, чтобы обеспечить Севморпуть, особенно в районе Дальнего Востока, необходимо не менее 13 вымпелов.


При этом входящие сейчас в состав флота ледоколы класса «Арктика» (к ним относится и «Якутия») являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. И им будет где работать, проводка ледовых конвоев в связи с грузооборотом усилится.


В Мурманской области заканчивается строительство первой технологической линии Арктик СПГ-2. Объект готов на 95%.


По словам гендиректора «Новатэк-Мурманск» Петра Оборина, на пуско-наладку переданы около 200 из 500 подсистем. Завершить работы по пуску и наладке планируется в апреле следующего года, после чего уникальная установка отправится в дальнее путешествие – на Гыданский полуостров, что в Ямало-Ненецком автономно округе. Именно там первую технологическую линию введут в эксплуатацию. Мощность только первой очереди составит 6,6 млн т СПГ в год.



«Снежинка» на водородном топливе


Там же, на Ямале, арктической весной 2023 года начнут строительство «храма» науки.  Международная арктическая станция (МАС) с поэтическим названием «Снежинка» - уникальный объект не только с точки зрения возможностей, но и с точки зрения возведения.


Посудите сами, за время проектирования миниатюрная «Снежинка» выросла в размерах с 4,5 до почти 10 тыс.



 МАС "Снежинка" Фото: https://arctic-mipt.com/#

Вообще, проект не имеет аналогов в мире. Его изюминка – направление исследований. Если другие станции обычно исследуют природу – арктическую флору, фауну, гидрологию, гляциологию, то «Снежинка» это арктический технополис, он заточен на поиск технологических и инженерных решений для Крайнего Севера.


При сравнительно небольшом штате – порядка 80 ротируемых сотрудников, масштаб и обширность будущих исследований внушают уважение.


Это, в первую очередь, техника и технологии северного строительства – термостабилизационные мероприятия для вечномерзлых грунтов, создание заполярных телекоммуникаций, робототехника с искусственным интеллектом в условиях низких температур. Полярная медицина для будущих жителей и  сельское хозяйство на основе гидропоники в суровых условиях – еще одно перспективное направление.


Не забыта и энергетика – ученые будут искать наиболее оптимальные решения в области энергогенерации, прежде всего в сфере водородных технологий и возобновляемых источников, прежде всего - ветров.  


Кстати, сама круглогодичная станция будет работать только на экологически чистых источниках энергии, ни литра дизельного топлива.


«Снежинка» поможет в выработке наиболее оптимальных техник и процедур, которые позволят активно осваивать богатства российского Севера.



Дроны полярных озер


К строительству в Ямальской мерзлоте планируются лабораторные модули и мастерские для исследований и разработок, презентационный модуль – для конференций, телемостов и форумов. Также на станции «Снежинка» будет возведен обзорный модуль для лекций с библиотекой и обзорная площадка 360°, и жилые модули с гостиничными номерами, мини-спортзалом и сауной. Будет и технологический сегмент для систем автономного жизнеобеспечения, складов и установки для длительной аккумуляции энергии. Закупки оборудования и материалов, в силу сложной геополитической ситуации и санкций переориентированы в пользу российских поставщиков и поставщиков из БРИКС, прежде всего Китая.



 Фото:freepik.com


Планируется, что первая очередь станции будет введена в эксплуатацию в декабре 2024 года. Впрочем, с 15 по 17 ноября 2022 года была проведена научная экспедиция на месте будущего строительства. Ученые осваивали электрические вездеходы, системы накопления энергии, между прочим, исследовалось и дно прилегающего к объекту полярного озера. Для этого подводному дрону пришлось работать при критических морозных температурах на глубине около 20 метров.



Свой дом в Арктике


Есть и менее затратный способ поселиться на Севере. Так, Мурманская облдума расширила перечень тех, кто может участвовать в программе «Свой дом в Арктике». Теперь быть заявителем при использовании программы, а значит и материнского капитала может не только мать ребенка, но и ее супруг.  


Изменения касаются и участников специальной военной операции. В эту категорию включены участники добровольческих формирований, ветераны боевых действий или их супруги, супруги погибших или умерших ветеранов, близкие родственники участников СВО и ветеранов (инвалидов) боевых действий. Их приравняли к многодетным семьям.


Стало возможным и оформление домов, построенных по программе «Свой дом в Арктике», в общую собственность.


Сейчас объем программы не слишком впечатляет - выдано всего 126 сертификатов на 145 с половиной миллионов рублей. Но лиха беда начало, тем более,  что есть и программа, которая работает эффективнее. Называется она



"Арктический гектар"


Здесь все значительно интереснее. По данным корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, уже более четырёх тысяч человек свой гектар получили.


Напомним, программа заточена на безвозмездное получение земельных участков в  Арктической зоне. Здесь и Мурманская область, и Ненецкий и Ямало-Ненецком автономные округа, а также 23 района Республики Карелия и Республики Коми, Красноярского края, Архангельской области. В 2022 году к программе присоединились 7 территорий в Воркуте, Усинске и Усть-Цилемском районе (Республика Коми).  


Напомним, что Арктический гектар – не Юкон, участки не раздают в лесном фонде и в районах, где будут добывать углеводороды, поэтому «золотую жилу» в виде быстрой перепродажи крупных объемов древесины и газа искать не стоит. Основной сферой применения участка остается природный и событийный туризм. Немало людей используют участок под индивидуальное жилищное строительство, а в Архангельской области и под животноводство.


Для участия можно подать как личное, так и семейное заявление, с условием, что в семье не более 10 человек.


Количество участников пока не велико и с Дальневосточным гектаром сравниться не может. Но и программа пока не на полных оборотах. Сейчас во многих регионах прорабатываются законодательные инициативы вхождения в программу и расширения ее возможностей.  


Этому будет способствовать еще и тот факт, что, в отличие от дальневосточного гектара, арктический позволяет получать землю в городах.


Северная почта


Впрочем, и в труднодоступной местности правительство хочет привнести толику комфорта в жилую инфраструктуру. Так, выделены деньги на реконструкцию в 2023 году... полярной почты.


961 почтовое отделение в труднодоступных районах будет приведено в божеский вид – отремонтировано, восстановлено, оснащено мебелью. На это планируют потратить 5 млрд руб.


А в "Аэрофлоте" с 30 декабря запускают прямые рейсы Москва- Апатиты, для любителей приполярных горно-лыжных курортов. Оно и верно – Хибины зимой ни на что не похожи. Большой Вудъявр и волшебный Кукисвумчорр оставляют большое впечатление. Рейсами побалуют с завидной регулярностью – трижды в неделю. Впрочем, там уже есть развитая туристическая инфраструктура.


А вот у многих замечательных вершин Севера ее пока нет.



Что в итоге


В целом, главные источники развития Заполярья – Северный морской путь и обживание северных регионов. Порядка 80 ледовых судов понадобится к 2035, чтобы организовать надежное судоходство на трассе, ведь грузооборот планируется нешуточный – 220 млн т.


Для этого нужно отстраивать инфраструктуру: прежде всего портов и снабжающих их окрестностей.  Те же населенные ареалы, что уже имеются на Севере, будут развиваться еще активнее.  За грузооборотом подтянутся и инвесторы в сфере туризма.


В силу геополитической обстановки, туры по своей стране будут все более популярны. У россиян – завидное положение. Не пересекая границ, они могут увидеть все природные зоны, полюбоваться самыми разнообразными ландшафтами.  


Подготовил Даниил МАЦЕЙКО


 


 


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации