CEO VEKA Rus Андрей ТАРАНУШИЧ: «Смотрим на 2021 год со сдержанным оптимизмом» - «Технологии строительства»
В декабре 2019 года компанию VEKA Rus – российское дочернее предприятие мирового лидера в области разработки и производства оконных и дверных систем из высококачественного пластика – возглавил ее прежний коммерческий директор Андрей Таранушич. И попал, как говорится, с корабля на бал. Разразившаяся в уходящем году пандемия потребовала от нового генерального директора совершенно иных подходов в управлении компанией. Как он справился с этими вызовами, и как предприятие прошло сложный 2020 год, мы и поговорили с Андреем Витальевичем.
Продажи выросли
— Давайте попытаемся подвести итоги года и отметить какие-то наиболее важные нюансы, с которыми Вам пришлось столкнуться. Как компания VEKA Rus пережила пандемию? Насколько повлияла на предприятие поддержка государством строительной отрасли?
— Год проходит для нас успешно. Мы прибавили в объёме продаж. Трудно сказать, сыграла ли в этом роль поддержка строительной отрасли, скорее, это заслуга потребителей, которые разместили заказы на изделия наших партнеров. Пожив два месяца в запертых квартирах и домах, люди обнаружили, что их многое не устраивает. Например, окна, не соответствующие необходимым требованиям и даже просто их представлениям о комфорте. Сейчас вообще происходят интересные вещи. Те, кто покупают квартиры в «человейниках» с огромными окнами, понимают, что с ними придется жить долгое время, а потому к качеству окон надо отнестись очень серьёзно. И очень важно иметь правильных поставщиков окон и светопрозрачных фасадов.
— Как изменилась организация труда, управление предприятием, коммуникации с партнерами?
— Изменилось всё, что вы назвали. В первую очередь, правила поведения на рынке, подходы к постановке задач. Виды общения с сотрудниками стали более формальными – не с точки зрения их содержания, конечно, а именно в организационном отношении. С точки зрения коммуникации и взаимодействия, процессы стали в большей степени оцифрованными. Фактически до середины этого года многие думали, что цифровизацию активно применяют только в крупных международных компаниях. Но теперь это наша повседневная жизнь. От каждого требуется привыкнуть к получению информации с помощью цифровых средств. Да и общение с клиентами сместилось в онлайн режим. К сожалению для меня. Я всегда был привержен непосредственному общению и установлению контактов с людьми оффлайн. Но такой возможности в уходящем году практически не было.
Но мы отдаем себе отчет, что сегодня нужно следить и за собственным здоровьем, и за здоровьем своих партнеров, поэтому стараемся перевести общение в удаленный режим.
— Персонал переводили на удаленную работу?
— Конечно, и сейчас это делаем. Мы находимся на территории Москвы, где все предприятия обязаны 30% сотрудников вывести на «удалёнку». Вчера был наконец-то подписан закон о новых правилах удалённой работы. Если до сегодняшнего дня это был момент договорной, то теперь мы будем использовать возможности законодательства, которые нам позволят определять, кто будет работать и в каком режиме, какие договоры мы будем заключать с сотрудниками.
— Приходилось ли в этом году больше поддерживать партнеров?
— Мы всегда поддерживали наших партнёров, понимая, что бизнес – это не просто выстраивание цепочек продаж, а живой диалог между разными участниками производственных и коммерческих процессов. Для кого-то поддержка — это товарный кредит, для кого-то — консультация, создание и правильная настройка отдела маркетинга в соответствии с новыми требованиями, обучение персонала, который наши партнеры были вынуждены поменять или заново набрать. В этом году мы чаще осуществляли отгрузки вне обычных сроков и регламентов, приходилось производить их буквально по телефонному звонку. Не скажу, что это удобно, так как приходилось срочно собирать сотрудников, чтобы они быстро эти отгрузки выполнили. Ведь на каждом участке работают люди, которых нужно в этих непростых условиях организовать для тех или иных процессов.
О самом-самом
— Что для Вас в этом году оказалось самым позитивным, самым важным?
— Мы ни на один день не останавливали отгрузки, наш склад работал постоянно. Также не останавливались продажи, не прекращалось сервисная поддержка. Наши партнёры не испытали никакого дискомфорта. Это основная задача, которую мы перед собой ставили. То есть самым позитивным в прошлом году стал факт, что мы в это неопределенное время смогли обеспечить всех партнеров и клиентов тем количеством профиля, который они заказывали.
— А что было самым трудным?
— Договориться с коллективом, как будем работать. В период локдауна в течение двух с лишним месяцев действовало распоряжение Президента о нерабочих днях. И нам надо было понять, как, не нарушая это распоряжение, продолжить работу предприятия. Это было самым сложным, так как, с одной стороны, человек, который руководит государством, говорит, что люди могут отдыхать. С другой стороны нужно было объяснить сотрудникам, что, несмотря на это распоряжение, необходимо работать. Потому что нам никто не поможет. С этой проблемой мы справились, многие наши коллеги проявили лояльность и услышали мою просьбу выйти на работу.
— Что для Вас в 2020 году стало самым неожиданным?
— Самым неожиданным стал факт, что наше предприятие никаким российским министерством не воспринимается, как своё. В самое тяжелое время, связанное с нестандартными ситуациями, когда ты не знаешь, как себя вести, необходимо обратиться в соответствующий орган, чтобы тебе все разъяснили. Когда начались проблемы с коронавирусом, надо было разобраться, можно предприятию работать или нет, а, если можно, то как. Сначала мы обратились в Министерство промышленности РФ, где нас мягко направили в Министерство экономического развития. В Минэкономразвития РФ нам пояснили, что, так как мы уже 20 лет существуем на территории страны, то относимся к Минпромторгу. Получается, что для чиновников нас просто нет. Никому не интересно, что мы выполняем важные задачи по созданию рабочих мест, по локализации и импортозамещению, которые в последние несколько лет стали существенными факторами для России.
— Каким Вы ожидаете следующий год? Как будет меняться рынок, потребительское поведение? И что планирует для себя VEKA Rus?
— Уверен, что наша продукция продолжит быть востребованной. VEKA Rus создаёт профили из которых наши партнеры производят изделия, позволяющие конечному потребителю наладить свой быт и среду обитания. Одна из наших миссий – создание комфортного жизненного пространства для каждого потребителя. Я очень надеюсь, что следующий год позволит большинству людей сделать свои кваритры и дома более безопасными и комфортными.
Я настроен позитивно, хотя прекрасно понимаю, что будет много сложностей. Надо быть готовым не только к росту, но и к возможному спаду. Мы просто должны иметь несколько сценариев развития. Есть также ощущение, что в следующем году будет меньше неопределенности. Рано или поздно взойдет солнце и наступит день. Будем надеяться, что следующий год станет солнечным и позволит нам нормально работать.
«Теперь я «крайний»
— Давайте поговорим теперь о Вас, как о генеральном директоре. Первый год на этом посту и сразу из огня да в полымя. Как для Вас, руководителя, изменилась жизнь? Какие впечатления от новой должности?
— Изменилось многое. Мне пришлось из человека, представлявшего компанию вовне, стать тем, кто заставляет предприятие изменяться. Например, уже упомянутая мной цифровизация. В маркетинге мы ее провели давно. Но в других отделах есть куда стремиться. И тут помогла моя основная специальность – автоматика и управление в технических системах.
В отличие от должности коммерческого директора, генеральный меньше времени проводит в поездках, больше находится внутри предприятия. В этом мне помог нынешний кризис: командировки, к которым я привык, стали попросту невозможны.
Кроме того, пришлось решать задачи разной сложности, которые заранее предугадать было нельзя. И, пройдя все испытания, я понял, насколько важно руководителю иметь вокруг себя профессионалов, тех, кто поможет в трудный момент выполнить необходимые обязательства.
— Приоритеты коммерческого директора и генерального директора разные?
— Коммерческий директор должен максимально увеличивать объемы продаж. Но компания VEKA – уникальная. Создателем и владельцем компании долгое время был господин Хайнрих Лауманн. Он долгое время работал коммерческим директором, и, когда создавал свою компанию, всех сразу нацеливал не на объём, а на результат. Поэтому в принципе в новой должности приоритеты сильно не поменялись. Наверное, эта цель – результат, а не объём – стала еще более важной.
— Было ли что-то в работе коммерческого директора, чего Вам сейчас не хватает?
— Не хватает живого общения. Не хватает некоторой свободы. Как ни крути, ты должен постоянно быть собранным и смотреть на деятельность предприятия с новых ракурсов, со всех сторон.
На военной кафедре в университете я получил военную специальность – офицер боевого управления, фактически авиационный диспетчер. Если провести параллели с управлением самолетом, есть командир корабля и есть второй пилот. В нашей компании я долгое время был в ранге второго пилота. У него есть возможность иногда просто лететь и смотреть по сторонам, наслаждаясь пейзажами. Потому что он знает, что командир, случись что, возьмет штурвал на себя. Сейчас ответственность переложить не на кого. Смотри, наслаждайся, но постоянно следи, где какие лампочки мигают. Ты полностью ответственен за предприятие и за 500 человек, которые здесь работают. Теперь я «крайний».
— Что в новом круге обязанностей для Вас является самым интересным?
— Психология, необходимость мотивировать персонал. Мы всю жизнь находимся в общении. И знания психологии позволяют добиваться от подчиненных результата. В нынешней должности это стало особенно понятно. Если бы мне сейчас пришлось, как студенту выбирать по желанию предметы для обучения и создавать себе план дополнительных занятий, то предмету «Психология взаимоотношений» я бы уделил существенно большее внимание. Такие знания нужно постоянно пополнять, начиная со студенческий скамьи. Таких знаний не хватает. В технических системах для их грамотного управления надо знать устройство системы управления, как правильно такие системы запрограммировать и затем нажать кнопку «пуск», а с людьми это невозможно. С ними нужно общаться, дискутировать, убеждать. И совместно создавать, запускать и постоянно усовершенствовать процессы.
— Какой самый важный опыт первого года работы генеральным директором Вы бы отметили?
— Все может измениться неожиданно быстро. Планы о спокойной, планомерной работе могут рухнуть в любой момент. Я, конечно, понимал, что обстоятельства имеют свойство меняться, но что настолько радикально, представить не мог. Пришлось совершенно по-другому организовывать планирование, бороться с проблемами, в условиях ограниченных средств и возможностей.
— Наступает 2021 год. Что бы Вы пожелали своим партнерам и потребителям в Новом году?
— Очень хочется, чтобы все были, в первую очередь, здоровыми. Также хочется пожелать, чтобы нам в Новом году повезло. Чтобы при всех нынешних сложностях, мы оставались людьми, готовыми находить выход из тяжелых ситуаций. Так как VEKA Rus является поставщиком продукции, которая позволяет наладить уют и хорошую атмосферу, желаю также понять, насколько важно нам заботиться о своем доме. Уже более 20 лет в России и более 50 лет во всем мире мы проповедуем одну мысль: наша компания производит продукцию не для того, чтобы просто назвать ее качественной, а для того, чтобы она доставляла удовольствие и открывала людям новые возможности. Всем партнерам желаю больше понимающих заказчиков, хороших объёмов в производстве и продажах, а также развития. Если будет работа — а она обязательно будет, — мы справимся с любыми трудностями.
Беседовал Евгений ГОРЧАКОВ
Справка
Андрей Витальевич Таранушич
Родился в 1973 году в г. Новочеркасске Ростовской области. Окончил Новочеркасский государственный технический университет, а также Märkische Fachhochschule Iserlohn в Германии. Инженер, социальность – «Автоматизация и управление в технических системах». В компании VEKA работает с 1997 года. Начинал в качестве регионального коммерческого представителя по Южному региону, в 2006 году стал коммерческим директором, с 3 декабря 2019 года – генеральный директор VEKA Rus.