В конце «пищевой цепи»: изыскатели, ценящие свою профессиональную репутацию, больше не хотят быть крайними - «Технологии строительства»
Не секрет, что безопасность строительства во многом зависит от качества проведенных инженерных изысканий. Как же сегодня выглядит рынок изыскательских услуг, какие специалисты на нем работают и какие проблемы здесь накопились?
Кому выгодно объединять проектировщиков и изыскателей в один лот
Недавно Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) провело свое исследование рынка изыскательских услуг. И вот какой портрет типичной изыскательской организации у него получился.
…Это микро-предприятие с выручкой не более 120 млн. рублей, которое работает в сфере изысканий порядка шести-семи лет и постоянно сталкивается со сложностями – самого разного порядка: от получения контракта до нехватки оборудования и оборотных средств. Поэтому перейти в разряд средних или крупных такому предприятию практически не представляется возможным.
Агентство опросило около 13 000 проектных и строительных организаций. Выяснилось, что примерно 40% из опрошенных (чуть меньше 7 000) имеют допуск к изысканиям.
Теодолит - лучший друг изыскателя
Как же формируется спрос на изыскательские услуги? Обычно это госзакупки или закупки компаний с государственным участием. Чаще всего, изыскания и проектирование объединяются в один лот – закупки на чисто изыскательские работы, без проектирования, попросту не рассматриваются. Это лишает изыскателей прямого доступа к объемам работ и сводит до роли субподрядчика второго и третьего ряда.
Эксперты подсчитали: средняя прибыль в изыскательской отрасли составляет около 4-6%, а иногда вообще уходит в минус.
Председатель Комитета по инженерным изысканиям НОПРИЗ и президент Ассоциации СРО «Центризыскания» Владимир Пасканный на недавней онлан-конференции, приуроченной к профессиональному празднику - Дню изыскателя, не сдержался, рубанул с плеча:
- …При такой рентабельности изыскателям к концу контракта порой работать нечем. Пора, наконец, обратить внимание на закупки, чтобы деньги изыскателей не растворялись в конце пищевой цепи.
Между тем, до сих пор не разработаны типы контрактов на инженерные изыскания. Изыскатель обычно работает в составе команды субподрядчика. Госзаказчику проще составить одно, общее, задание на проектирование, чем отдельное задание на изыскания.
Есть ли выход из этой ситуации?
- Выход есть, - убеждена директор Федерального автономного учреждения «РосКапСтрой» Юлия Максимова.- Не секрет, что проблема с госзакупками тесно связана с уровнем компетенции заказчика. По мнению Юлии Максимовой, сегодня нужен отдельный технический заказчик на изыскания, и нужно заложить затраты на него. У такого специалиста появится возможность передать проект в профессиональные руки.
Изыскателям порой приходится работать в крайне сложных природных и погодных условиях (Кольский полуостров)
…Беспокоит изыскательское сообщество и закрытость, непрозрачность самой процедуры госзакупок, снижение конкуренции в отрасли, в целом. Трезвомыслящие представители профессии призывают максимально «открыть» эту сферу. Сделать информацию по тендерам и контрактам максимально доступной.
Изыскательским микро-организациям трудно получить банковский кредит
…Низкая рентабельность изыскательской деятельности (4-6%) ведет к нежеланию банков кредитовать отрасль. Как следствие, есть проблема с обеспеченностью техникой, оборудованием.
Между тем, изыскателям уже в недалеком будущем, в связи с исполнением нацпроектов, придется справляться с возросшими объемами строительной отрасли (ожидается, что эти объемы возрастут где-то на 20-25%). Простая математика подсказывает, что нужно будет увеличивать фонды – приобретать оборудование, механизмы, обновлять лаборатории. На все это наверняка придется брать кредит. А чтобы его брать, он должен быть доступен.
На нынешнем «Дне изыскателя» руководитель РАСК и гнеральный директор ООО "Геопроектизыскания" Николай Алексеенко, поддержанный профессиональным сообществом, вышел с предложением к Минстрою (благо, что Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев сидел в зале): создать программу гарантий под кредитование изыскательских организаций, которые участвуют в нацпроектах.
В Агентстве посчитали возможные затраты: понадобится около 36 млрд рублей. В случае усеченного варианта программы затраты могут составить 6 млрд – это разница между ключевой и рыночной ставкой по кредитам.
Работа в арктической зоне накладывает на изыскателей особую ответственность. Специалисты "Арктиккапстрой" обследуют место будущего строительства (г.Мурманск)
Такая программа позволит справиться с задачами в рамках нацпроектов, простимулирует закупку (а заодно и производство) техники, - считают авторы предложения.
Владимир Якушев обещал идею изучить. Правда, попросил представить все расчеты:
- Я готов посмотреть ваши выкладки, но мне нужно понимать, какие будут эффекты…Если 36 млрд. рублей перевооружения определенных компаний на выходе дадут возможность более качественной подготовки проектов (их убыстрения, оборачиваемости ресурсов, уменьшения потерь, которые сегодня возникают от некачественно проведенных изыскательских работ) – и если мы на выходе получим не 36 млрд, а 3 трлн 600 млн. рублей – с этой историей можно идти в Минфин и разговаривать…А говорить о том, что дайте нам денег, и мы перевернем весь мир – без серьезных финансовых расчетов – бесполезно. Мы вряд ли на что-то можем рассчитывать.
Изыскатели пока рук не опускают. Готовятся прийти к министру со всеми требуемыми выкладками.
Кадры решают все
Недавно была проанализирована и ситуация с состоянием профессионального образования. Выяснилось, что уже три года подряд идет снижение обучающихся в вузах по изыскательскому профилю.
До сих пор не разработан профессиональный стандарт инженера-изыскателя. Пока подготовка студентов осуществляется в рамках бакалавриата по направлениям «специалист инженерно-геологического профиля» и «специалист инженерно-экологического профиля».
На одну вакансию «инженер-изыскатель» на сайтах работ сегодня приходится всего 6 резюме. Это меньше, чем на многие другие специальности. На вакансию топограф, гидролог – вообще 0,7-0,8 резюме.
Главное - любить свое дело. Тогда никакой мороз не страшен
Кроме того, на рынке наблюдается дисбаланс: специалисты вроде бы есть, но они не отвечают требованиям работодателя (или работодатель их не устраивает: по уровню зарплат, объемам работ и т.д.)).
78% опрошенных считают, что в последние три года общий уровень инженерных изысканий неуклонно снижался. По сути, каждый проект содержит в себе решения, которые могут привести к техногенной катастрофе.
Не все хорошо обстоит и с переквалификацией специалистов.
- Содержательной частью этой системы должны стать университеты, - считает президент Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ) Валерий Теличенко. - Пока же этим занимаются всевозможные псевдонаучные и псевдообразовательные структуры. Между тем, в ведущих вузах страны, таких как МГСУ, есть и аспирантура, и докторантура – все нужные специалисты для того, чтобы поднять переподготовку на должный уровень.
Серьезные изменения должно претерпеть и само содержание образования
- Основная проблема, которая сегодня перед нами стоит – это техногенез,- размышляет завкафедрой инженерных изысканий и геоэкологии НИУ МГСУ Андрей Лаврусевич. - Этот термин ввел еще академик Ферсман. Это изменение окружающей среды под действием технически вооруженного человечества. Города должны быть в гармонии со средой, а для этого мы должны осваивать ресайклинг – вторичную переработку всего и вся. Заказчики вынуждены будут вкладывать большие средства в обоснование своих проектов.
Еще один важный фактор, по мнению Андрея Лаврусевича, – восстановление системы экологического планирования. Все эти задачи требуют подготовки особенного специалиста – инженера-эколога, обладающего знаниями как в геологии, инженерных изысканиях, так и в проектировании и строительстве.
Наука нам поможет?
Инженерные изыскания – наукоемкая отрасль. Тем не менее, о каких-то научных прорывах в этой области давно не слышно. Во всяком случае, на уровне рядовых изысканий.
Где-то существует аэрофотосъемка с помощью дронов, изучение земной поверхности с помощью лазерного сканирования, но на низовой изыскательский уровень все эти новшества пробиваются с трудом.
Да, на знаковых объектах все делается, конечно, на высшем уровне. Например, строительство высотного Лахта-центра на всех этапах его возведения сопровождал НИИОСП им. Герсеванова. Изучались грунты (под зданием была природная песчаная подушка), несущая способность фундаментов и так далее. Словом, был проведен весь положенный комплекс исследований.
На рядовых стройках дела обстоят не так хорошо.
Между тем, не так давно было отменено обязательное научно-техническое сопровождение объектов. Профессиональное сообщество беспокоится: могут быть аварии.
В некоторых регионах геологические условия - крайне непростые
По этому поводу министр Владимир Якушев высказался: мол, нельзя кошмарить всех, что вот, ой, все сейчас же рухнет, надо соблюдать баланс между необходимостью и желательностью. В некоторых случаях - там, где можно обойтись без сложных и дорогих научных изысканий - можно и поэкономить. В то же время, безопасность строительства, конечно же, должна стоять на первом месте.
Потихоньку пробивает дорогу в изыскательскую отрасль и BIM – информационное моделирование зданий. Обязательное внесение в информационную модель – «информационный двойник» - необходимых сведений о рельефе, его особенностях, создание геоинформационных моделей городов – это та работа, которой предстоит заниматься в недалеком будущем.
Обнадеживает то, что в научную сферу все-таки стали поступать какие-то деньги. Тот же НИИОСП им. Герсеванова сегодня получает значительные средства на научные разработки. А его исследования дают миллиардную экономию, в разы превышающую средства, которые государство тратит на науку. Здесь планируется открыть новый Центр геокриологии, в который вложат около 300 млн. рублей. А окупаемость таких проектов – всего лишь годы, а не десятилетия.
Кстати, геокриология в ближайшие годы станет чрезвычайно актуальной областью исследований. Дело в том, что, в связи с глобальным потеплением, начался необратимый процесс таяния вечной мерзлоты. Многолетнемерзлые породы, подтаивая, начинают создавать большие проблемы для уже построенных зданий. Из-за подвижки грунтов они могут проседать, деформироваться. Причем на обширных территориях - в России такие территории составляют около 60 % всех площадей.
Изыскатели - всегда на страже безопасного строительства
Специалисты считают, что уже сегодня нужно использовать методы геотехнического мониторинга и прогнозирования поведения многолетнемерзлых пород. Если бы была такая служба, например, в Норильске, которая отслеживала бы движение грунтов при оттаивании – не было бы аварии и последующей экологической катастрофы, когда произошла утечка топлива из деформированной цистерны.
Словом, проблем у изыскателей много. Но при отсутствии у строительного сообщества (да и у органов власти!) устойчивого понятия «отрасль инженерных изысканий» решить их будет сложно. Да и престиж профессии изыскателя надо повышать - нивелирование ее в строительном процессе никак не способствует повышению качества инженерных изысканий.
Елена МАЦЕЙКО
(Фото из архива генерального директора "Арктиккапстрой" Евгения Волковича)
Проблемы отрасли инженерных изысканий (перечень составлен по результатам опроса организаций, занимающихся инженерными изысканиями):
- Отсутствие у органов власти устойчивого понятия «отрасль инженерных изысканий».
- Тяжелое положение микро- и малых изыскательских компаний
- Снижение качества выполнения изысканий.
- Снижение престижа профессии изыскателя. Нивелирование ее в строительном процессе.
- Увеличение доли закупок на ПИР, переход крупных заказчиков на контракты создания объектов «под ключ».
- Устаревшая система ценообразования, не учитывающая новые технологии и виды работ
- Неактуальная система регулирования отрасли инженерных изысканий. Остановка разработки актуализации НТД
- Непрозрачность системы госзакупок
- Отсутствие единого государственного фонда данных инженерных изысканий
- Снижение уровня подготовки выпускников.
- Отсутствие стимулов к внедрению передовых технологий, приборов и оборудования, программного обеспечения
- Незащищенность изыскателей перед заказчиком Отсутствие типов контрактов на инженерные изыскания